Плохой сон, болит голова? Рисуйте!

В художественной мастерской директора и педагога Лидии ДРОЗДОВОЙ обучаются дети и взрослые, которым тоже интересно соприкоснуться с детским восприятием и отражением мира, где живут мечты. Жюль Ренар, французский писатель и драматург, однажды сказал: если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания. Но это когда речь идет о взрослых. Дети не задумываются об этом состоянии, а живут в нем. Ежедневно.

Так какое оно, счастье, в понятии подрастающего поколения? Рассматриваю рисунки в разных техниках: акварель, гуашь, акрил, масло, карандашная графика, пастель, смешанная техника… Для одних детей счастье очень большое, яркое, для других – более спокойное, наполненное особой философией.

– Я заметила: дети стали масштабнее раскрывать тему, – говорит Лидия Дроздова. – Раньше больше рисовали узкий круг – маму, папу, брата, сестру, бабушку-дедушку, любимую кошку, что-то связанное с домом, игрушками. Таких работ на этой выставке несколько. Но большинство – планетарного масштаба. Подрастающее поколение прекрасно осознает, что счастье – это мир на земле, чистая экология, обилие живых организмов – животных, птиц, с которыми можно дружить, общаться, ими любоваться.

Старт к дальнейшей карьере

– А если человек вообще не умеет рисовать, он может научиться?

– Научиться рисовать природу, ее состояние, какие-то объекты реального мира – да. Тут больше важны эмоции и владение техникой, рисовальной грамотой (законы построения композиции, светотени, световые перспективы, линейные и так далее). Многие приходят и говорят – хочу научиться рисовать портреты. Я смогу научить, даже если нет таланта. Но рисовать так, чтобы это было очень похоже, нужно все-таки иметь дар. Мы поможем его раскрыть, если он есть. Я веду мастер-классы с 2003 года. Первые проходили в Москве, Санкт-Петербурге. Практика показала: люди учатся рисовать, потом что-то дома импровизируют и вскоре уже готовят подарки родным, друзьям.

– Лидия, среди ваших выпускников были дети, подростки, для которых курсы стали стартом к дальнейшей карьере, персональным выставкам?

– Были. Не скажу, что эти дети стали гиперзнаменитыми. Но приятно получить весточку из США – бывший ученик поступил, куда хотел, очень гордится этим. Сказал, что благодаря мне его заметили, теперь он продвинутый дизайнер. В Швеции на стажировке была моя ученица. У нее тоже очень хорошие результаты. Для того чтобы люди стали известными, требуется время. И они сами что-то должны строить, пробивать.

Терапия за мольбертом

– К вам также приходят взрослые. Для них занятия под музыку за мольбертами и холстами – своего рода терапия?

– Так оно и есть! Чаще всего приходят с запросами – отвлечься, отдохнуть, расслабиться и даже справиться с последствиями болезни. У меня несколько послеоперационных больных было. Одной даме на сердце сделали операцию, другая лечилась от рака. Им врачи посоветовали – выбрать любое занятие по душе, связанное с кулинарией, танцами, рисованием, да чем угодно.

Когда приходят, никто о своих болячках не говорит. Дома рисуют, все задания выполняют. И только спустя время начинают рассказывать о результатах.

Одна из учениц призналась: стала ходить в арт-студию и ни разу не была у врача. Занимался у нас врач-реаниматолог. В первый раз пришел в полусонном состоянии. Я ему говорю, вам бы выспаться надо. А он: нет, буду рисовать. Выпил кофе, я включила музыку. Он старательно занимался, пил кофе и снова занимался. Полтора года ходил ко мне. Начал дома рисовать. Позвонил довольный, говорит, рисует, дарит картины коллегам-врачам. Для многих рисование становится любимым делом, которое дает настроение, расслабление.

– Люди каких профессий чаще приходят?

– Дизайнеры, педагоги, менеджеры, психологи, кулинары, домохозяйки. Стюардесса “прилетает” между рейсами пару раз в месяц. Но больше всего врачей.

АЛМАТЫ