Чувствовалось, что бизнесмену как-то неловко, он чувствует себя немного сволочью и как бы ждет от меня моральной поддержки, повторяя: «Нет, ну, правда же: хороший человек – не профессия?». Что ж, если буквально и формально – нет такой позиции ни в одном штатном расписании, конечно. Если мы хотим от человека выполнения неких профессиональных обязанностей, то нам не слишком важны его личные качества, важнее - уровень профессионализма. Но есть здесь какой-то парадокс, какое-то внутреннее противоречие.
Хороший человек, как выясняется, может иногда, в некоторых ситуациях оказаться далеко не самым полезным, а то и просто вредным. А вот плохой человек в этих же случаях может быть гораздо полезнее, чем хороший.
Многие уже вполне серьезно полагают, что хорошо работать может только негодяй. Мол, эффективным чиновником будет только тот, кто быстро обогащается за счет взяток и ловкого расхищения. А кто плохо ворует, тот и работает плохо. Честно «вкалывать» за зарплату не станет ни один дурак. Поэтому надо закрывать глаза на быстрое обогащение чиновников, не стоит выяснять, откуда у них средства, тем более, конфисковывать имущество. Иначе кто ж захочет работать на госслужбе!
Точно так же хорошим предпринимателем может быть только тот, кто работает нечестно: уходит от налогов, платит сотрудникам гроши, сбывает некачественный товар, дает тем же чиновникам взятки. Изобретательный, алчный и бессовестный человек действительно может достигнуть успеха. При этом польза от его бизнеса - это незначительный побочный продукт от его личного обогащения. Поэтому ни в коем случае нельзя устанавливать в бизнесе честных законов и строго следить за их неуклонным соблюдением. Это может отпугнуть от бизнеса самых бесчестных, то есть самых успешных.
Согласен, нельзя быть просто хорошим человеком и только на этом основании получать высокую зарплату. Но ставка на зло – пусть даже якобы временное, по принципу «сейчас не до высоких принципов, пусть он подлец первостатейный, зато дело знает» - никогда не принесет настоящей пользы.
Сиюминутная выгода от этого, в конце концов, обязательно обернется массовым падением нравственности...