В последнее время принято считать, что мы в этом плане начали приобщаться к цивилизации, и волна диких по сути операций пошла на спад.
Но вот тревожные цифры: за последние пять лет число абортов в Алматы увеличилось в …пять раз. Количество женщин, решивших таким образом избавиться от нежеланного ребенка, выросло с 12 тысяч в 2002 году до 22 тысяч в прошлом.
А ведь когда-то южная столица была единственным городом в республике, где за десять лет удалось беспрецедентно сократить количество абортов - с 40 тысяч в 1991 году до 13 тысяч в 2000-м.
Только здесь с началом суверенитета, благодаря героическим усилиям медиков-энтузиастов, в бой за здоровье женщин вступили консультации типа "Брак и семья".
Ряд международных программ и поддержка ВОЗ позволили целенаправленно проводить не только просветительскую работу, но и раздавать бесплатно презервативы, пропагандировать другие методы контрацепции. Что же случилось теперь, почему кривая опять пошла вверх?
Аборт - серьезная проблема почти всех времен и почти всех народов. Мы бросаем все силы на борьбу с туберкулезом, СПИДом, инфекционными заболеваниями, но такой "пустячок", как искусственное прерывание беременности почему-то не ставится с ними в один ряд, хотя не слишком-то отстает по числу осложнений и уровню смертности в результате этих осложнений.
Начиная с 90-х годов, динамика снижения числа абортов в Казахстане была на самом деле довольно позитивна. Но в 1997-1998 годах этот процесс замедлился, и сегодня у нас, по мнению медиков, практически не происходит существенных изменений в ситуации, то есть присутствуют незначительные колебания, но не более того. По данным министерства здравоохранения РК, каждая из трех беременностей сегодня заканчивается абортом.
На первый взгляд, вроде бы не так уж страшно. Но возьмем для сравнения Нидерланды, страну, где численность населения схожа с нашей - 15 миллионов человек. Количество абортов находится на уровне 10 тысяч в год, у нас же - 125-127 тысяч. Получается, что мы "опережаем" Нидерланды в 12 раз!
Врачи считают, что причины традиционно лежат на поверхности: это безграмотность женщин и халатное отношение к своему здоровью. Но и сами наши эскулапы, пожалуй, недостаточно продвинуты по части контрацепции. Ведь аборт на протяжении многих лет в Советском Союзе был единственным способом регулирования рождаемости.
В конце 80-х годов, когда страна стала более открытой, постепенно стали внедряться методы планирования семьи. Благодаря этому к началу 90-х количество абортов уменьшилось примерно в два раза, а затем отмечалось некоторое затишье. Все, кто хотел знать и применять средства контрацепции, уже воспользовались открывшимся "железным занавесом", а кто не хотел, тому и это открытие не помогло.
Поэтому сегодня специалисты говорят о том, что необходимо искать новые методы по снижению количества абортов, работать с теми, кто лишен необходимой информации. Ведь чуть ли не в каждой городской поликлинике имеется кабинет планирования семьи, где поведают о доступных и надежных способах контрацепции, но отнюдь не все ощущают необходимость в таком просвещении.
Причем проведенные опросы показывают, что около 80 процентов казахстанских женщин знают о существовании различных видов контрацепции. Но, видимо, знать и применять - далеко не одно и то же.
Можно предположить и то, что цифры, которыми оперирует минздрав в отношении ситуации с абортами, далеко не полные, поскольку до сих пор актуальна проблема работы частных кабинетов.
Как известно, во времена безденежья казны в 90-е годы отечественное правительство собиралось массу медицинских услуг передать в частные руки. И число абортов как будто бы резко сократилось, а на самом-то деле они "ушли" в платный сектор. Но, правда, число криминальных абортов было значительно больше, чем сегодня. Существует миф о том, что криминальные аборты делает непременно темная бабка-повитуха и непременно в трущобе. Отнюдь, их чаще всего нелегально практикуют профессиональные врачи, которым это не разрешено в силу разных причин, коими порой, служат и отсутствие нужных условий, и недостаточная квалификация.
В Казахстане не проводилось специальных исследований о последствиях абортов, но мировая медицина считает, что они провоцируют рак молочных желез, поскольку это заболевание - гормонозависимое, после прерывания беременности происходит сильный гормональный сбой.
Многострадальные советские женщины много лет думали, что аборт - это нормально. Пока политика партии не менялась, и не объявлялся запрет. Тогда ширилась подпольная операционная деятельность, больше умирали. В период между 1936-м, когда народу в стране осталось помимо лагерей совсем уж мало, и Сталин запретил аборты, и 1955-м, когда снова разрешил, отмечен самый высокий уровень женской смертности в СССР.
В те времена не было никаких консультаций по предупреждению нежелательной беременности, не говоря уж о планировании семьи. Рожали, как придется, даже "резиновые изделия" были кое-где в дефиците, ведь завод-то выпускал их один-единственный на всю огромную страну.
Сегодня этого добра - навалом, а число абортов, в сущности, не снижается. Они запрещены в Польше, и сегодня забеременевшие некстати полячки ездят на Украину, в Беларусь и Германию. Но исторический опыт многих стран показывает - запрет абортов, увы, не приводит к увеличению рождаемости.
Несколько лет назад американский акушер-гинеколог Бернард Натансон снял с помощью ультразвуковой аппаратуры фильм, после которого многие врачи раз и навсегда отказались делать аборты. На пленке было запечатлено поведение эмбриона во время операции. Широко, словно в предсмертном крике, открывает рот двенадцатинедельный зародыш. Видно, как он мечется, как учащаются удары его сердца от 140 до 200 в минуту. Фильм стал не только шоком для мировой общественности, но и первой попыткой разобраться в проблеме, которая касается одновременно науки и нравственности. Главный вопрос, который пытались решить врачи - когда начинается жизнь в эмбрионе, действительно ли он до 12 недель является только придатком к организму женщины, как утверждали врачи, оправдывавшие аборты.
Ученые приходят к выводу, что невозможно доказать наступление той таинственной минуты, с которой зародыш можно уже считать ребенком, человеком. Известно лишь, что с 18-го дня можно ощущать удары его сердца. С 50-го дня фиксируются мозговые импульсы, сформированы глаза, губы, язык. В десять недель у него уже есть все те характеристики, которыми обладает ребенок после рождения.
Профессор Эрнст Хант делает вывод: "Оплодотворенная яйцеклетка - полностью и абсолютно есть жизнь человеческого существа, и она имеет ту же жизнь, какую имеет новорожденный младенец, дитя, подросток или зрелый человек". О сенсационном фильме много говорили и писали, а сейчас забыли. Может быть, стоило бы показывать его всем девушкам, начиная с самого юного возраста? Ведь аборты имеют тенденцию к омоложению, и это проблема.
Если в начале 90-х годов число прерывающих беременность девочек-подростков было минимальным - приблизительно один процент от общей массы, то в последние годы этот показатель вырос в 7-8 раз. Даже мужики знают, что первый аборт очень часто означает последующее бесплодие.
А в городскую консультацию приезжает из села пятнадцатилетняя девочка на третьем месяце, которая понятия не имеет, что с ней происходит. Наверное, застудилась, вот только почему-то тошнит по утрам…
Фото с сайта http://www.gazeta-ov.ru