Плоды эмансипации?

Реакция экспертов на такое сообщение была неоднозначной.

Суть предложения проста и понятна. По словам председателя Нацбанка РК, в среднем после выхода на пенсию женщина живет еще 20 лет. А мужчины – около 12 лет. Получается, что мужчины в Казахстане обделены со всех сторон: и живут они меньше, и на пенсию выходят позже? Поэтому, мол, надо уравнять всех. А что вы хотите – эмансипация!

Правда жизни более жестока. Ожидаемая средняя продолжительность жизни населения Республики Казахстан за 2010 год, по данным Агентства по статистике, составляет 68,4 года. Причем срок жизни мужчин составляет 63,5 года, женщин – чуть больше 73 лет. А пенсионный возраст, как известно, для мужчин в Казахстане наступает в 63 года, для женщин – в 58 лет. Поэтому реальный средний срок дожития (есть у специалистов такой термин) мужчин составляет всего полгода, а женщин – 15 лет.

– С точки зрения экономики и демографии аргументы в пользу повышения пенсионного возраста понятны, – рассказал “Каравану” заведующий лабораторией социально-демографических исследований Восточно-Казахстанского технического университета им. Д. Серикбаева Александр АЛЕКСЕЕНКО. – В ближайшие 10–15 лет пенсионерами станет довольно многочисленная группа населения – люди, родившиеся в конце 50-х – 60-е годы ХХ века. В эти годы в Казахстане наблюдался демографический взрыв, когда на фоне высокой рождаемости существенно сократилась смертность, прежде всего младенческая. Сегодня это поколение приближается к пенсионному возрасту. Очень скоро начнется интенсивный процесс старения населения, удельный вес лиц пенсионного возраста будет ежегодно увеличиваться. При этом женщин в возрасте 60 лет и старше в Казахстане в два раза больше, чем мужчин. Это объясняет, почему возникли разговоры о повышении пенсионного возраста именно для женщин.

Кроме того, в эти же ближайшие 10–15 лет в трудоспособный возраст вступит малочисленное поколение 1990-х годов рождения: в эти годы в Казахстане наблюдался демографический провал, детей рождалось мало. Таким образом, совпадут две негативные тенденции – рост числа лиц пенсионного возраста и сокращение численности трудоспособного населения.

Однако финансисты, видимо, не учитывают менталитет народа.

– Немногие женщины после 60 лет хотят работать. Не следует забывать, что бабушки в значительной мере компенсируют недостаток детских садов в стране. Но даже если они и хотят трудиться – не все имеют такую возможность. Попробуйте-ка устроиться на работу после 50! Для многих выход на пенсию – хоть какой-то гарантированный источник дохода, – уверен демограф. – Да и в целом все привыкли к тому, что женщины на пенсию уходят раньше мужчин. Просто привыкли, без всяких логических обоснований. Повышение пенсионного возраста, уравнивание женщин и мужчин может восприниматься как посягательство на “незыблемые” ценности. Допускаю, что реакция населения может быть весьма бурной.

– Исходя из наших реалий, я не сказал бы, что Казахстан относится к странам, где соотношение между работающим населением и пенсионерами тревожное. Мы все-таки страна молодая. Поэтому не вижу необходимости в таких мерах, – считает директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений ЖОВТИС. – Опять же не будем забывать, что женщина еще и дома работает, ведет хозяйство, воспитывает детей. Она у нас фактически работает на двух работах! Давайте женщине оставим право самой решать – продолжать ей работать после выхода на пенсию или уйти на вполне заслуженный отдых.

Вообще-то, повысить пенсионный возраст – это первое, что рекомендуют международные финансовые институты развивающимся странам. Это предлагают эксперты и Всемирного банка, и Валютного фонда.

Кстати, такие же разговоры о повышении пенсионного возраста сегодня идут и в России. Но там ситуация другая. У наших соседей число пенсионеров скоро превысит число работающих в стране людей. Притом что в России гораздо позже нас ввели пенсионную реформу и создали институт пенсионных фондов. Так что, по сути, там действует солидарная пенсионная система, когда отчисления работающих идут на содержание пенсионеров и потому выплаты пожилым ложатся бременем на бюджет страны. Но там, как и у других наших соседей – в Беларуси, Украине и Узбекистане, остался рекордно низкий пенсионный порог, как при СССР, – 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Остальные страны изменили эти параметры: Кыргызстан – до 58 и 63 лет соответственно, Грузия – до 60 и 65 лет, Эстония – 60,5 и 63 года.

Если же брать развитые страны, то в Великобритании пенсионный возраст – 60 и 65 лет, Испании и Германии – 65 и 65. Самый высокий ценз – в стране, на которую мы постоянно пытаемся равняться, в Норвегии – 70 лет и для мужчин, и для женщин. Как и в Японии.

Самый низкий пенсионный возраст среди стран ЕС во Франции – 62 года. И он был увеличен на 2 года только в 2010 году. Причина все та же – рост социальных расходов страны. В результате страна в течение полугода пережила несколько общенациональных забастовок граждан, недовольных этим решением.

С другой стороны, и размер пенсий в этих странах значительно выше. Если в Казахстане пенсионер получает около 200 долларов в месяц, то в той же Норвегии – 1,5 тысячи, Германии – 1,2 тысячи, Франции – 700 долларов.

Выше и продолжительность жизни населения в этих странах. В Японии, по статистике ООН, она составляет 78 лет для мужчин и 86 для женщин, во Франции – 77 и 84 года, в Норвегии и Германии – 77 и 82 года.

Понятно, нам нужно подтягиваться до высоких показателей качества жизни. Но стоит ли начинать с повышения пенсионного возраста?

По статистике рекрутинговых агентств, многие работодатели предпочитают не связываться с пожилыми людьми. Это “Каравану” подтвердил сотрудник одного из таких агентств:

– Я по своему опыту знаю, что работодателей редко интересуют специалисты старше 50 лет. Самый возрастной кандидат, с которым я работал, был в возрасте 40 лет. Обычно редко рассматривают кандидатуры такого возраста.