Исчезли запреты - исчез и смысл дворницкого образа жизни. В поисках новых трудностей многие творческие личности подались на Запад.
В отличие от лириков, отечественные физики держались. Была некоторая надежда, что новорожденному государству остро понадобятся их мозги, начнется классная работа, соответствующим образом финансируемая.
Но государство с головой погрузилось в более значимые дела: приватизацию, передел собственности, танцы с инвесторами, слетевшимися на нефть. О том, что нужно в первую очередь готовить и вершить прорыв именно на "научном фронте", как-то не думалось. Мозги оказались невостребованными.
А поскольку они устроены по-иному, чем серое вещество поэтов и диссидентствующих писателей, (питаться дешевым портвейном и творить "в стол" не могут), они потихоньку тоже подались на сторону. Чтобы в других странах обрести все необходимое для работы: лаборатории, темы по душе, комфорт, достойную заработную плату, позволяющую полностью отдаться делу, а не клепать по ночам, тихо матерясь, дипломы для тупых богатеев.
У нас же наука, которая должна форсировать развитие экономики, на самом деле превратилась в балласт. Государство не понимало, что многие разработки просто не могут дать сиюминутного результата - в развитых странах огромные средства тратятся на, казалось бы, не слишком актуальные направления. Просто там думают о будущем. Некоторые ученые всю жизнь бьются над решением задач, на первый взгляд, малоперспективных. Теоретикам дается карт-бланш, и страна терпеливо и щедро "содержит" их. Ведь в любой момент может произойти открытие. Увы, нам, похоже, это не грозит.
Правда, на днях президент республики заявил о том, что пришла пора возвращать домой ученых-эмигрантов.
"Мы разработаем специальные программы, чтобы им было здесь нормально жить, не хуже, чем там, - сказал Нурсултан Назарбаев. - Правительство должно обеспечить их жильем, социальным пакетом, высокой заработной платой, интересной работой, конечно, учитывая покупательную способность в Казахстане".
Оно, конечно, лучше поздно, чем никому. Но у меня есть два сомнения по этому поводу.
1. сможет ли наше правительство, полагающее, что человек способен прожить на восемь с чем-то тысяч тенге в месяц (прожиточный минимум казахстанца), предложить нормальную зарплату ученому, вкусившему капиталистических пряников?
2. поверит ли нашему правительству оный ученый, отлично изучивший в свое время его повадки, да к тому же пустивший корни на чужбине?
Разве что кого-нибудь ностальгия до смерти замучила…