Этот почти фантастический проект решили осуществить три стороны: казахстанская компания Glotur, Национальный инвестиционный фонд РК (НИФ) и сингапурская международная компания DS Multimedia LTD PTE.
Для реализации проекта создано совместное предприятия Glotur DS Multimedia.
Вероятно, этот проект когда-нибудь действительно реализуется… Ибо чего-чего, а недостатка в плазменных и жидкокристаллических телевизорах в республике пока не наблюдается. Зато пока есть цены на данную продукцию, которые рассчитаны на зарабатывающих "выше среднего".
Предприниматели, прежде чем преступить к запуску производства, провели маркетинговые исследования на предмет изучения рынка жидкокристаллических и плазменных телевизоров.
Данные уже есть, однако держатся в тайне, по условиям самой же маркетинговой фирмы. По сути, данную информацию превратили в инсайдерскую.
Несмотря на то, что полки в универмагах ломятся от данной продукции, маркетологи каким-то образом пришли к выводу, что подобного рода продукцию выпускать все-таки станет перспективным. Больше того, инвесторы поставили своей целью завоевание 16%-й доли казахстанского рынка в течение трех лет.
Именно тогда, по прогнозу маркетологов и Ханата Нурекенова, председателя правления АО "Глотур", произойдет переломный момент по замене аналоговых телевизоров и мониторов CRT на LCD. Именно тогда начнется массовое развитие высокоточного цифрового телевидения. Нужно сказать, планы смелые, если не дерзкие!
Но это не предел. Совместное тройственное предприятие намерено выйти за пределы Казахстана и Средней Азии. Предприниматели запланировали покорять рынки не только всего СНГовья, но также и близлежащие государства, к примеру, восточный Китай, Иран и другие страны Ближнего Востока.
Ким Йонг Хьюн, президент сингапурской компании DS Multimedia LTD PTE, сказал, что при производстве телевизоров хотелось бы использовать запчасти, производимые в Казахстане.
А те, которые не смогут найти, будут закупать в Китае. Планируется, что казахстанский телевизор примерно на 60% будет собран из отечественных запчастей. Тенденции в производстве высокотехнологичной продукции сегодня таковы, что ее невозможно производить силами одного предприятия, одной страны.
Поэтому, если продукция хотя бы на 50% состоит из местных материалов, она становится отечественной.
Наладка конвейера по производству деталей в Казахстане, разумеется, повысит стоимость проекта. Тем не менее, учредители сознательно пойдут на этот шаг. И это, к сожалению, не сделает телевизор made in Kazakhstan дешевле и доступнее.
Одной из целей проекта, как сказал Ханат Нурекенов, является осуществление трансферта технологий. Здесь руководитель компании делает ссылку на президента Назарбаева, который говорил о том же. Но только глава государства упроминал о том, что Казахстан должен экспортировать технологии за рубеж. Здесь же технологии наоборот импортируются.
Талгат Кукенов, зампред правления АО НИФ, пояснил, как понимают в фонде значение понятия "трансферт технологий". Он не является банальной закупкой оборудования, потому что это бесперспективно в силу быстрого устаревания. В данном случае, трансфертом называют покупку know-how и создание научно-технологической лаборатории. Что позволит специалистам в дальнейшем работать над совершенствованием модельного ряда.
И это понятно. Притом, что цели по развитию НТР поставлены, для реализации стратегии индустриально-инновационного развития, в общем, и реализации отдельных проектов, в отдельности, в ближайшем будущем не будет хватать собственных научных кадров.
В этом отношении здесь наблюдается острый дефицит "технарей".
Проблема в том, что в Казахстан собираются завозить технологии сегодняшнего дня. По большому счету, с точки зрения научной стратегии развития, ультрасовременные технологии завозить бесперспективно. С увеличивающимися темпами развития НТР, они рискуют завтра устареть. А те технологии, которые стоят на один или несколько шагов впереди ультрасовременных, никто продавать не станет. Это, можно сказать, золотой запас страны - разработки, которые ревностно охраняются.
Конкретная сумма проекта держится в тайне. Г-н Нурекенов сказал лишь, что ориентировочно проект оценивается в сумму, превышающую $20 млн.
Уставный капитал созданного совместного предприятия составляет $10 млн. При этом, доля НИФа составляет 40%, АО Glotur Invest - 35%, DS Multimedia LTD PTE - 25%.
По предварительным прогнозам, окупаемость проекта составит пять лет.
В данном деле есть один удивительный факт - участие в проекте национального фонда. В прошлом году, как-то на одной из пресс-конференций, глава НИФа Госман Амрин сказал, что ему, дескать, не хочется давать деньги на инновационные проекты. Пусть наука развивается сама, а тот, кто хочет разрабатывать научные проекты, пусть сам решает проблему поиска финансовых источников. Такая вот интересная позиция. А сам г-н Амрин переживает за казенные деньги как за свои собственные. С другой стороны понятно, что денег никогда на всех не хватало.
Как известно, средства, которые выделило правительство на создание институтов развития и финансирование инновационных проектов с целью реализации стратегии индустриально-инновационного развития (СИИР), данными институтами положены в банк на депозит.
А, к примеру, тот же самый НИФ получает банковский процент. И если депозит является срочным, то и вознаграждение, думается, более ощутимым. Поэтому становится понятным, почему НИФ не особо горит желанием инвестировать отечественную НТР.
И как-то невольно напрашивается вывод о том, что институтам развития в принципе невыгодно финансировать какой бы то ни было инновационный проект. Следовательно, на госпрограмме научно-технического развития можно поставить крест. А реализация СИИР может просто лечь на плечи частного сектора, частной инициативы.
И если мы когда-нибудь войдем в число 50 развитых государств, это будет заслуга реального сектора экономики, но никак не государственных органов.
Как же тогда оказалось, что НИФ вошел с долевым участием в проект плазменного и жидкокристаллического телевизора?! Это, видимо, тоже является священной тайной. Чтобы окончательно не потерять лицо, НИФу все же придется финансировать некоторые проекты, и заодно, это неплохой пиар-ход, чтобы засветиться официально.
Сингапурская сторона выступает в качестве генерального менеджера, она будет контролировать дизайн, технику и качество.
Главная лаборатория и производственные площади будут размещены в свободной экономической зоне (СЭЗ) в "Парке информационных технологий" в "Alatau IT City", который находится в поселке Алатау, что 25 км от Алматы.
В связи с этим планируется создать 100 рабочих мест. При этом примерно 80% мест будут занимать казахстанцы.
Компании запланировали запустить две конвейерных линии, на которых будут выпускать 27 моделей телевизоров. Кроме выпуска непосредственной продукции, компания планирует организовать сеть сервисного обслуживания.
Официальными целями данного проекта признаны:
- Создание национального бренда;
- Приход в Казахстан компании, которая обладает и готова передавать технологию, доступную ведущим мировым производителям электроники
- Трансферт передовых технологий и знаний в области электроники;
- Создание собственной школы по подготовке IT-специалистов;
Помимо официально заявленных целей проекта, здесь подразумевается и нечто большее. К примеру, кроме извлечения прибыли, инвесторы намерены завоевывать новые рынки, позиционироваться как конкурентоспособная отечественная IT-компания.
Ханат Нурекенов сказал, что настал момент, когда в Казахстане, в преддверии вступления в ВТО, необходимо начать развивать отечественный IT-рынок, который до сих пор еще не сформирован.
Какова будет цена "телевизора-полукровки", учредителями пока держится в та