Спокойное течение воды умиротворяет, бурный поток дарит энергию, заряжает силой. Ветерок, скользящий над водной гладью, способен выдуть все негативные эмоции и тяжелые мысли. В чудодейственной силе сплава по реке я убедилась на собственном опыте, отправившись в путешествие с любителями речных удовольствий. Оказывается, поклонников рафтинга у нас предостаточно. Среди тех, кто готов часами налегать на весло, народ “разношерстный”. Есть тут и работники банков, и механики СТО… Каждую субботу любители рафтинга собираются на берегу речек. В мае, как правило, это Или. Туда-то мы и отправились.
К нашему удивлению, автобус оказался забит. Студенты горланили всю дорогу песни, пенсионеры, которые тоже активно принимают участие в рафтинге, дремали под этот невыносимый шум и гам. Два часа в пути – и мы на месте. Инструктор предлагает размять косточки и пройтись пешком вдоль живописных скал. Стартуют участники сплава в районе насосной станции. Не терпится уже запрыгнуть в лодку, но перед стартом обязательно все должны пройти инструктаж. Проводит его не кто иной, как главный тренер сборной РК по рафтингу Алексей РЯЗАНЦЕВ:
– Река Или хороша для прогулок, такое путешествие помогает расслабиться, я называю этот сплав не столько рафтингом, сколько экофитнесом. На Или минимальный уровень сложности, здесь можно научиться грести и приобрести первые необходимые навыки рафтера.
А дальше мы облачаемся в жилеты, берем в руки весла и пытаемся научиться грести – пока по воздуху. Главное в сплавах – работать в команде. Экипаж у нас подобрался замечательный: сильные гребцы и острословы. На носу лодки – два студента, они задают темп. В середине – труженики сплава: четыре подружки-хохотушки, они разгоняют лодку. Ну и в хвосте рулевые – два сильных парня. Командует нашим экипажем тренер-рафтер. Нам повезло, тренером оказалась… девушка!
Увидев, что капитан нашего судна девушка, мужчины не удержались от шуток про морские приметы. Но практика показала, что в сплавах по рекам они не работают, а женщина-капитан – это практически залог победы.
Бэлла Айдар, так зовут нашего капитана, быстро организовала мужчин.
– Раз, раз!.. – раздавалось на всю реку: голос у нашей Бэллы командный. – Мы должны пройти 20 километров, займет это три часа. Если все будете хорошо грести, то скорость разовьем до 7 километров в час.
Поначалу мы все дружно налегли на весла. Лодка рванула, оставив конкурентов позади. Но не тут-то было. Соперники стали нагонять нас, выиграть этот сплав было делом чести: “Мы не можем подвести Бэллу, вперед!” – бросил кличь один из участников.
Через полчаса активной гребли экипаж подустал и наконец-то оглянулся по сторонам. А вокруг – красота неописуемая! С нами в лодке оказался заядлый рыбак. Он, как выяснилось вскоре, просто прирожденный экскурсовод.
– Посмотрите налево, видите памятник на скале? Здесь разбился один влюбленный. Прямо на мотоцикле прыгнул со скалы. А скоро будет база МЧС, там столько “железа” на берегу – и вертолеты, и БТР. А здесь – знаменитое лежбище бомжей.
Действительно, на правом берегу мы увидели спящих людей.
– Все бомжи из Капшагая приезжают на Или и живут в скалах все лето, – пояснил “экскурсовод”. – Здесь хорошо, природа, свежий воздух и всегда еда под рукой – можно наловить рыбы.
Несмотря на то что ловля сейчас запрещена, мы заметили нескольких браконьеров на берегу… Вскоре подплываем к одной из достопримечательностей, Чертовому пальцу, восьмиметровой скале, которая указывает нам путь. За ней первая стоянка – в декоративном замке “Туркестан”, построенном для съемок фильма “Кочевник”. Как приятно ощутить твердь земли и пробежаться по цветастому полю! Степь сейчас нарядная, и вся женская половина экипажа устроила умопомрачительную фотосессию. С трудом их обратно в лодки загнали! Но нельзя терять ни минуты, скоро мы выйдем на финишную прямую, и вот тут начнется главная борьба.
Три лодки слетают с берега и мчатся на всех парах вперед. Весла стучат по воде, казалось бы, до победы рукой подать. Но не так-то просто преодолеть последние метры. Несмотря на все наши усилия, соседняя лодка вырывается вперед.
– Э-э, у нас просто ветер в лицо, а у них ветра нет… – пытаются шутить члены нашего экипажа!
– А давайте догоним их и отберем весла, пусть руками гребут! – это уже был крик отчаяния.
– Да уж, спасибо тебе, жена, – шутя произнес один из гребцов. – Сказала, поедем отдохнем, на природу посмотрим, а тут три часа работаешь не покладая рук…
Участники сплава устали и были готовы опустить руки.
P.S. – Ребята, не подведите меня, мы должны победить, – тихо так произнесла наша Бэлла.
И все парни встрепенулись и с утроенной силой ударили веслами.
Так, благодаря женскому обаянию нашего капитана мы, стали первыми. Уже на берегу ощутили вкус победы в прямом смысле этого слова. Все проголодались за три часа и накинулись на походные бутерброды. Довольные, счастливые, загорелые…
– А давайте все вместе махнем на следующие выходные, – предложил наш рыбак-“экскурсовод”.
Пройдя Или и научившись работать в команде, мы вполне можем попробовать более сложные уровни. Настоящий рафтинг, где можно хапнуть адреналина, стартует уже через месяц – на реках Шелек и в Тургене.
За последние восемь лет количество любительских команд, которые увлекаются рафтингом, увеличилось в Казахстане в 10 раз!
По словам главного тренера сборной Казахстана по рафтингу Алексея Рязанцева, сегодня рафтинг очень популярен, его любители сами формируют команды и принимают участие в соревнованиях. Сильные и сплоченные команды получаются из коллег по работе – это своего рода тим-билдинг. Люди не просто работают вместе, но и отдыхают большой семьей. В 2005 году в Казахстане было всего три команды, сейчас – уже более тридцати.
Чтобы управлять лодкой, начинающий рафтер должен выучить название команд. Незнание специальных терминов становится причиной комичных и нелепых ситуаций.
Если во время сплава тренер вдруг начинает кричать: “Табань!”, это вовсе не значит, что нужно забивать веслами конкурентов из соседней лодки. Табанить – значит направить лодку назад. Но далеко не все участники сплава внимательно слушают инструктаж и порой начинают буквально брать на абордаж соседнее “судно”.
– Однажды мы сплавлялись по Или, и была дана команда “Скинуть корму”, чтобы задать направление лодке. Вместо этого сидящий в носовой части парень внезапно прыгнул в воду. Пришлось вылавливать, хорошо, глубина здесь небольшая, – говорит инструктор Бэлла Айдар.