Жилье по казахстанской госпрограмме: лишние траты и куча проблем

Непрочное счастье новоселов

72-квартирный дом по ул. Байсалыкова, 65а, был возведен в рамках государственной программы “Доступное жилье-2020” по заказу отдела строительства акимата Семея. В новогодние дни радостные новоселы стали въезжать в новые квартиры, но счастье их оказалось недолгим и непрочным.

– Из окон без утеплительных элементов и сквозь щели неправильно подогнанных квартирных дверей всю зиму нещадно свистели сквозняки. Балконные перегородки оказались не укреплены металлическими конструкциями, а их кирпичная кладка свободно “гуляет” под руками. Ухнуть вниз вместе с такой нестойкой преградой – легче простого. Кафель в квартирах выложен вразнобой, а в кухнях, вопреки смете, керамическая плитка отсутствует вовсе, – перечисляет строительные огрехи житель дома Амантай СУЛТАНБАЕВ.

Не обнаружили жильцы и электроплит, которые также входят в стоимость квартир, но каждый почему-то покупал их самостоятельно. И даже смесители для раковин пришлось выпрашивать у строителей. Однако обладателями водопроводных кранов стали только самые настойчивые.

Стояки для теплоподачи строители умудрились положить под полом без специальных каналов. В итоге уже не одному жильцу пришлось долбить бетонные перекрытия в полу в поисках прорвавшейся трубы. Подвалы время от времени заливает стоками из канализационных труб, которые тоже оказались крайне низкого качества. Ограждения лестничных пролетов зияют просветами, в которые легко может упасть ребенок. Вместо двора была замусоренная стройплощадка. Жители сами убирали оставшийся после строителей мусор, устанавливали ограждения, высаживали растения.

В итоге жильцы недоумевают: чтобы стать обладателями собственного жилья, они годами копили средства и еще не один год будут погашать ипотечные кредиты. Почему же за их деньги им всучили строительный брак?

– Заказчиком был отдел строительства. Мы, простые потребители, должны были получить качественное жилье, без изъянов. Можно было бы смириться с недоделками и восстанавливать все за свой счет, если бы мы получили квартиры бесплатно, как в советское время. Но мы же за все платим! И в нашем доме нет богатых жильцов – только бюджетники и пенсионеры, – возмущается Амантай Султанбаев.

По счетчику и сверх него

Но больше всего вызывает недоумение жильцов ситуация с предоставлением коммунальных услуг для злополучного дома.

– В наших квартирах установлены персональные приборы учета тепла, но в ГКП “Теплокоммунэнерго” нам заявили, что у теплоснабжающего предприятия нет специалистов для работы с такими счетчиками. Поэтому мы платим по такому тарифу, который предусмотрен для абонентов без приборов учета. Но почему мы должны платить за отсутствие профессионалов? – недоумевает Султанбаев.

Более того, тепловики выставили жильцам счета за отопление за тот период, когда дом еще не был сдан и числился за подрядчиками.

Еще более странная ситуация с квитанциями за электроэнергию.

– У нас двухкомнатная квартира, но мы пока не находимся здесь постоянно. Приезжаем пару раз в неделю. В итоге по счетчику должны заплатить за электроэнергию 175 тенге. Но помимо этой суммы за реально потраченную нами энергию в квитанции указано, что мы должны заплатить еще 3 187 тенге, – говорит жительница дома Шынара КУЛЬЖАБАЕВА.

Как оказалось, эти добавочные 3 тысячи (а у иных и 6–7 тысяч) – плата за электроэнергию, которую потребляет насосная станция, что подает воду в этот многоэтажный дом.

– Содержание этой насосной должно быть в ведении ГКП “Семей-Водоканал”. А плата за потребленную насосами электроэнергию заложена в тариф за холодную воду. То есть мы это автоматически оплачиваем, – поясняет Кульжабаева.

Идите в суд

Жильцы дома обращались со своими бедами и в акимат, и в прокуратуру.

В прокуратуре, к слову, строительные недоделки и нарушения с тарифами подтвердили:

– Доводы, указанные в вашем обращении, подтвердились. В связи с чем в адрес отдела строительства подготовлен акт надзора, – сообщил жильцам дома заместитель прокурора Семея Дулат СЕРИКБАЕВ и порекомендовал обратиться в суд.

Жильцы никак не могут понять: почему должны стучаться во все двери они, а не государственное ведомство, которое было заказчиком этого дома. Вопреки пословице их сыр не был бесплатным, но дом, построенный по госпрограмме, все равно загнал их в ловушку, выбираться из которой им предстоит самостоятельно.

Семей