Итак, согласно новым тарифам планируется утвердить следующие цены за проезд на трассе Астана - Щучинск: для легковых автомобилей — 0,0696 МРП (240 тенге), для автобусов и грузовых автомобилей — от 0,3478 до 1,8087 МРП (от 1 200 до 6 240 тенге).
На трассе Астана - Темиртау для легковых автомобилей — 0,0696 МРП (240 тенге), для автобусов и грузовых автомобилей — от 0,2435 до 1,1652 МРП, или от 840 до 4 020 тенге.
На трассе Алматы - Хоргос с легковых автомобилей собираются взимать 0,1043 МРП (360 тенге), с автобусов и грузовых автомобилей – от 0,5217 до 2,5565 МРП, что составляет 1 800 — 8 820 тенге.
На трассе Алматы - Конаев цены для легковых автомобилей будут теперь составлять 0,0348 МРП, или 120 тенге, для автобусов и грузовых автомобилей будут подняты с 0,0696 до 0,3478 МРП, или от 240 до 1 200 тенге.
Шоссе Тараз - Кайнар: для легковых автомобилей — 0,0835 МРП (288 тенге), для автобусов и грузовых автомобилей — от 0,4104 до 2,0661 МРП, или от 1 415 до 7 128 тенге.
На трассе Шымкент - Кызыл-Орда: для легковых автомобилей цена будет 0,153 МРП (527 тенге), для автобусов и грузовых автомобилей – от 0,7617 до 3,8435 МРП (от 2 627 до 13 260 тенге).
Проезд по шоссе между Щучинском и Кокчетавом обойдется легковым автомобилям в 0,0209 МРП (72 тенге), автобусам и грузовым автомобилям — от 0,1043 до 0,5217 МРП, или от 360 до 1 800 тенге.
На не так давно открытой трассе Астана - Павлодар легковым автомобилям проезд обойдется в 0,1322 МРП (456 тенге), автобусам и грузовым автомобилям – от 0,6470 до 3,2487 МРП, или от 2 232 до 11 208 тенге.
Автодорога Шымкент - Тараз для легковых автомобилей подорожает до 0,0313 МРП (108 тенге), для автобусов и грузовых автомобилей - от 0,1496 до 0,7617 МРП, или от 516 до 2 628 тенге. Как выглядит платная трасса Шымкент - Кызылорда
Трасса Конаев - Талды-Курган легковым автомобилям обойдется в 0,0661 МРП (228 тенге), автобусам и грузовикам – от 0,3270 до 1,6209 МРП (от 1128 до 5 592 тенге).
Шоссе от Шымкента до границы с Узбекистаном подорожает для легковых автомобилей до 0,0313 МРП (108 тенге), для автобусов и грузовых автомобилей – от 0,1461 до 0,7304 МРП, или от 504 до 2 520 тенге.
Вместе с тем правительство решило подсластить пилюлю, добавив к длинному списку удорожания отметку о том, что «по всем платным дорогам предусмотрен годовой и месячный абонемент».
Так, для проезда по трассе Алматы — Конаев годовой абонемент на легковые автомобили составит 1 МРП (3 450 тенге), для автобусов – от 20 до 60 МРП в зависимости от количества мест, или от 69 тысяч до 207 тысяч тенге.
Для грузового транспорта абонемент на один год будет дороже – от 80 до 100 МРП в зависимости от веса, или от 276 тысяч до 345 тысяч тенге.
Напомним, что проект данного документа находится на публичном обсуждении до 26 июля текущего года.
А теперь о главном.
В Казахстане автодороги являются основным, а для многих регионов и единственным средством сообщения. На их строительство и содержание государство выделяет колоссальные средства, приближающиеся к триллиону тенге. Вот только в республике нет ни одного региона, где бы не жаловались на качество дорожной инфраструктуры. Причем независимо – платные или нет это дороги.
Например, в рейтинге Global Competitiveness Index по состоянию дорожной инфраструктуры в 137 странах Казахстан до пандемии занимал 115-е место, расположившись между Россией и Зимбабве.
Хотя еще в 2010 годах республика была хотя бы на 107-м месте. Зато в этот раз казахстанские дороги оказались хуже, чем в Намибии, Руанде, Гондурасе, Танзании, Уганде и Монголии…
Наверное, поэтому и не только взимание платежей за проезд по автомобильным дорогам республиканского значения водители любого вида транспорта считают неоправданным. Во-первых, потому что стоимость проезда по казахстанским дорогам выше, чем в других странах. Во-вторых, потому что качество дорог, о котором говорилось выше, такое, что «платить за них рука не поднимается». Особенно в зимний период. И, в-третьих, по убеждению автовладельцев, «правительство страны занимается тем, что только усложняет им жизнь». Плюс постоянное повышение цен на бензин и солярку на фоне низких зарплат.
И опасения казахстанцев вполне понятны. Потому как в условиях постоянного удорожания всего и вся введенные тарифы однозначно дадут толчок очередному повышению конечной стоимости перевозимых товаров. Таким образом, считают водители, правительство своими инициативами стимулирует рост цен и тем самым сознательно понижает и без того невысокий уровень жизни населения.
С другой стороны, уже давно и везде говорится о том, что Казахстан обладает огромным транспортным потенциалом, который нужно использовать во благо страны.
В том же Узбекистане, например, для иностранных авто существует сбор за въезд в страну и транзит через ее территорию, колеблющийся от 50 до 400 долларов. Тогда как через Казахстан ежегодно проезжает несчитанное количество транзитных грузовиков из одного только Китая совершенно бесплатно.
Правда, за взимание денег за проезд с иностранцев нужно предоставлять соответствующие дорожные условия. Но, чтобы до этого дойти, почему-то нужно сначала получить со своих. А потом – может быть – на эти деньги построить то, за что можно будет брать деньги и с иностранцев. Да и то не факт.
Может быть, лучше в таком случае задуматься об альтернативных дорогах? Как во всем цивилизованном мире, на который так любят ссылаться отечественные чиновники.
Например, в Китае параллельно с платными транспортными магистралями строятся обычные шоссе. Правительство КРН разумно считает, что, хотя платная дорога гораздо удобнее, безопаснее и быстрее, для поддержания социального равенства должна присутствовать и достойная альтернатива для всех слоев населения.
Или вот в Германии вместе с их знаменитыми автобанами существует развитая сеть междугородних трасс.
И даже в той же Украине, при всех ее нынешних проблемах, власти отказались от платных дорог из-за отсутствия альтернативы.
Тогда как в Казахстане об этом, судя по всему, никто из чиновников не хочет даже задумываться.
Астана