Платная дорога Уральск - Самара: жители региона боятся резкого скачка цен

Платными должны стать трассы по направлениям Уральск – Самара, Уральск – Саратов и Уральск – Актобе. Это основные направления, связывающие регион с внешним миром и откуда больше всего идет грузопоток. С учетом географического расположения Приуралья, большой протяженности границы с Россией (а это 1,5 тысячи километров) уже много лет ведутся разговоры о создании транспортно-логистического узла в Уральске. Попытка создать индустриально-инновационную зону и своеобразный хаб для товаров, направляющихся из Китая, а также других азиатских стран в Европу, была сделана еще в начале XXI века. Предполагалось, что это будет на границе с Саратовской областью в Таскалинском районе ЗКО. Разговоры велись долго, но дальше этого дело не пошло, тем более что сама трасса от Уральска до границы с Саратовской областью была в крайне плачевном состоянии и для большегрузов она представляла большую проблему. Ремонт этой очень важной автодороги проводился в течение нескольких долгих лет и завершился всего 2 года назад, превратив ее в настоящий автобан. Но для водителей большой радостью это не стало, потому что по ту сторону границы – в России – ничего не изменилось: те же убитые ухабистые дороги, которые еще с советских времен не видели ремонта. Проехав от Уральска около 100 километров и переехав через границу, водители опять оказываются на средневековой дороге, где автотранспорт запросто может прийти в негодность, поэтому трасса в этом направлении не пользуется большим спросом. А если ее сделают еще и платной, то вряд ли это вызовет интерес у автолюбителей.

Автодорогу от Уральска до автоперехода “Сырым”, связывающего ЗКО с Самарской и Оренбургской областями, протяженностью 56 километров, отремонтировали буквально в прошлом году, так же как и сам автопереход, на зависть всем соседям. Правда никто не ожидал, что наступит пандемия и в ограниченных условиях перехода границы простым гражданам придется от одной границы до другой идти пешком, волоча за собой весь свой скарб и малолетних детей. Зрелище удручающее, но таковы реалии сегодняшнего дня. Но именно эта трасса считается самой оживленной во всех отношениях.

Водители транзитных большегрузов, которые едут из Европы и Москвы, зная плачевность ситуации с дорогой в Саратовской области, делают крюк, чтобы заехать в Казахстан со стороны Самары, где состояние дорожного полотна значительно лучше.

В результате сотни фур в сутки проходят через этот автопереход, не говоря уже о легковых машинах и автобусах. И взимание платы с большегрузов, от нагрузки которых и портится дорожное полотно, можно сказать, даже оправданно. Тем более что от транзитных фур выгоды в казну никакой, а дороги портятся и ремонтируются потом за счет нас, местных налогоплательщиков.

Еще одна трасса, которую хотят монетизировать, это Уральск – Актобе. Эта дорога связывает ЗКО со всей остальной родной страной, кроме Атырау и Актау. Однако по качеству нельзя сказать, что она уж очень гладкая, не везде есть разметки. Выбоины, ямы тоже имеют место быть, зато это самая протяженная – 281 километр, за счет которой, возможно, удастся озолотиться!

Вообще, быть или не быть этим дорогам платными, должно решиться по результатам общественных слушаний среди населения, которые активно начали проводить сотрудники профильного ведомства “ҚазАвтоЖол”. Последние, правда, не стали дожидаться, пока все бюрократические вопросы будут решены, и уже установили 8 электронных арок контроля на этих трассах. Пока они работают в тестовом режиме, ведется анализ их качества и удобства. Деньги с коммерческого транспорта пока не берутся. Но это только дело времени, просто не наступил час икс. Правда, если проект не пройдет через общественные слушания и народ будет против, чтобы теперь еще и за езду на машине брали деньги, то эти самые арки придется демонтировать, и ничего с этим не поделаешь.

– Высокоскоростные камеры на арках будут фиксировать проезд автомобилей по платным участкам, скорость и интенсивность их передвижения, ситуацию на дороге. При этом на трассах не будет стационарных постов оплаты, так как сейчас применяется удобная “открытая” система платности. Поскольку нет шлагбаумов, следовательно, не будет и заторов, что обеспечит дополнительную безопасность и сократит время поездки, – отмечают в НК “ҚазАвтоЖол”.

Также представители национальной компании “ҚазАвтоЖол” на общественных слушаниях, прошедших на днях в Теректинском районе по вопросам расширения сети платных шоссе, особо подчеркивали, что развитие в ЗКО сети безопасных и комфортных платных автодорог сделает регион крупным транспортно-логистическим узлом. Что, в свою очередь, создаст хорошие условия для открытия новых рабочих мест, открытия, ведения и расширения бизнеса, связанного со сферой придорожного сервиса.

Еще одним плюсом является то, что сервисная служба будет осуществлять круглосуточное патрулирование дороги, оказывать помощь водителям при возникновении технических и иных проблем, оперативно устранять дефекты дорожного покрытия, мачт освещения, дорожных знаков и разметки, очищать дорогу и дорожную инфраструктуру от мусора, грязи и снега, следить за работой систем безопасности и оповещения водителей, а также активно внедрять новые системы обеспечения безопасности дорожного движения. Ездить по платным дорогам станет намного комфортнее и безопаснее по сравнению с обычными автодорогами. Таковы радужные перспективы, которые рисуют чиновники.

Дорога станет платной только для коммерческого грузового транспорта, не устают повторять в профильном ведомстве.

Однако вероятность того, что в последующем и с обычных легковых машин начнут взимать плату, очень высока, беспокоятся западноказахстанские водители. А это уже чревато двойным налогообложением. Да и цены на всё привозное резко вырастут, все затраты в конечном итоге лягут на плечи потребителей, это уже однозначно. Возможно, от монетизации дорог кто-то и выиграет, но только не простые граждане, если учесть, что основные поставки товаров в регион идут из России и юга страны.

УРАЛЬСК