Что и говорить, современник подвержен множеству рисков - от банального воровства и ДТП - до глобального стихийного бедствия. И, если вдруг с кем-то произошло ЧП, на помощь должен прийти грамотный профессионал! Каким страховым компаниям страны можно доверять и как распознать качественный страховой бренд - об этом не так давно говорили в Алматы на круглом столе "Надежность страховых компаний".
Потребитель непременно должен иметь право на выбор - это аксиома. Вот только, как показал соцопрос среди соотечественников, потребитель довольно слабо разбирается в страховых компаниях. Все они (в РК около 30 - прим. авт.) для клиента, как говорится, на одно лицо. Облегчить потребительский выбор призван рейтинг страховых компаний, составленный ТОО "Финансовая группа Амулет".
В стране три миллиона потребителей, пользующихся услугами страховых компаний, а это значит, три миллиона семей. Страховка касается всех членов семьи, ведь если беда случится с одним, финансовые потери понесет вся семья, потому страхование автомобиля или квартиры является важным. Как отмечают специалисты, 75 процентов те, кто пользуется страховкой - это люди, которые оформляли банковский кредит на покупку автомобиля и их просто обязали купить страховой пакет.
В целом же, в стране крайне низкая страховая культура. Для сравнения приведем цифры: в Москве добровольные договоры по страховке заключают 30 процентов горожан, в Украине почти 40, в Германии, в Австрии - 100 процентов населения. В Казахстане - 2 процента.
Специалисты объясняют столь низкую культуру страхования тем, что "Казгосстрах" развалился в начале 90-х, после чего несколько лет "провисли". Затем услуга страхования появилась вновь, но уровень культуры страхования среди населения так и не возрос, и сама услуга осталась невостребованной.
Однако во многих странах потребители научились доверять страховым компаниям и защищать свою собственность именно через рейтинги. Они успешно работают в Украине, России, Европе.
Как объяснили на круглом столе, при составлении казахстанского рейтинга учитывалось несколько факторов. Первые два показателя - это показатели выполнения пруденциальных нормативов. Другие два - это коэффициенты, взятые из международно-признанной нормативной информационной системы в страховании (IRIS) и системы инструментов финансового анализа платежеспособности (FAST).
Они отражают колебание продаж в поквартальном разрезе и так называемый коэффициент (RoE), показывающий отношение прибыли к капиталу. Так, например, высокие колебания продаж ясно говорят о том, что доходы страховщика нестабильны, или даже стихийны.
Далее компании разделены на зоны по цвету. Зеленая означает, что все три показателя (пруденциальные нормативы и коэффициент колебания продаж) удовлетворительны; желтая - один из трех показателей неудовлетворителен; оранжевая - неудовлетворительны два из трех показателей; и в красной зоне находятся СК, у которых неудовлетворительны все три показателя. Главное в рейтинге - в какой зоне находится компания. И уж потом - на каком месте.
Основная причина, по которой потребители не пользуются услугами страховых компаний - это отсутствие веры в то, что потребителю выплатят нужную сумму и в срок. Вторая причина столь малого числа потребителей - банальная неосведомленность и непонимание самого процесса страхования. Третья причина - дороговизна услуг!
Подорвали доверие потребителей также недобросовестные компании. Страховая компания "Алтын Полис", которую, вот-вот ликвидируют, лихо демпинговала на рынке. Торговала дешевыми страховками, но и качество услуг прилагалось аналогичное. К примеру, если потребитель попадал в ДТП, и ему полагалась страховая выплата в размере тысячи долларов, ему выплачивали, предположим, сто. Если потребитель был не согласен, ему предлагали обратиться в суд… При этом, как отмечает учредитель финансовой группы "Амулет" Ерлан Аскарбеков, в суде в 99 процентах выигрывала страховая компания, за счет хитро составленного договора и различных юридических тонкостей…
Помимо "Алтын Полиса", приостановлены лицензии у "НАСКО Казахстан", "Темир Ат", "Премьер-страхование". По словам специалистов, сейчас крайне сложно сказать, как сложится судьба клиентов этих компаний. Есть два основных варианта: в итоге по всем обязательствам компаний должен будет отвечать Фонд гарантирования выплат. Возможен и второй вариант: будет назначен оператор - компания - преемник, который возьмет на себя обязательства лопнувших компаний.
Аналитики рынка считают, что на самом деле услуга страхования до сих пор не раскручена, при том, что у нее есть огромный потенциал. Первым же критерием выбора той или иной компании как раз стала уверенность в своевременных выплатах, финансовая стабильность, качественное выполнение обязательств.
Первый рейтинг надежности среди всех страховых компаний Казахстана был разработан и опубликован 19 июня 2009 года, затем в июле, и так планируется обновлять рейтинги ежемесячно. Ранее разрозненная информация о показателях эффективности и отдельных достижениях публиковалась самими компаниями. Но ее недостаточно для представления об устойчивости того или иного страховщика.
Появление казахстанского рейтинга надежности уже принесло первые результаты - через месяц после публикации первого рейтинга оказалось, что 5 из 43 страховых компаний улучшили свои показатели по исполнению пруденциальных нормативов. А сам рейтинг стал подспорьем в выборе страховой компании для потребителя.