Плата в жилетку

Ведь платите вы за помощь, а не за место на стоянке, пишет газета «Мегаполис».

Парковка для любого мегаполиса – одна из главных проблем, особенно, когда за неё приходится платить. Знакомая картина: не успел автолюбитель припарковать «железного коня», как к нему уже подскакивает «синий» или «желтый» жилет и втискивает авто. Практически то же самое происходит и когда вы собираетесь отъезжать. Машина только сигнализацией моргнула, как к вам на всех парусах летит «жилет» и активно помогает выехать. А потом выразительно стоит возле вас и ждёт заветную монетку. Дашь 50 тенге – мало, лучше 100 или 200 тенге. Талончик выдается по усмотрению «синего» или по требованию водителя.

Но вот должны ли вы платить парковщику или нет, вечный вопрос. И споров вокруг этого возникает немало. Стоянщики в один голос утверждают, что обязаны заплатить, водители уверены, что не обязаны. Кстати, каждый день средний автолюбитель отдает за парковки несколько сотен тенге. А в праздничные дни сумма в разы возрастает. В Алматы зарегистрировано около полумиллиона авто и почти столько же приезжих, так что можно представить сумму, которая оседает в карманах парковщиков. Так должны водители платить за парковку или нет, с этим вопросом мы и обратились к Виталию Верёвкину.

– Виталий Викторович, должен ли водитель платить парковщику?

– Тут, как говорится, на ваше усмотрение. Лично я не плачу. А за что я должен ему отдавать деньги? По сути, вы платите за то, что вам помогли заехать и выехать, но если вы можете сделать это самостоятельно, тогда какой смысл отдавать 100 тенге? В некоторых случаях, когда машина остается на охраняемой стоянке, например, в аэропорту. Когда авто осматривают, описывая все имеющиеся повреждения, потом заключается договор. И когда вы приходите забирать машину, снова ее осматривают. Вот в этом случае, я понимаю, нужно заплатить, потому что за вашей «лошадкой» смотрели, охраняли. А когда вы паркуетесь возле торгового центра или базара? Кому платить и за что? Там земля общего пользования. Попросите в таком случае у «желтого» жилета договор собственности на землю. Вы же должны знать, за что платите.

– В большинстве случаев водителю выдается клочок бумаги, на котором указана дата, ТОО такое-то и сумма в 100 или 200 тенге. Можно ли считать этот «талон» каким-то документом?

– Нет. Сильно сомневаюсь, что по этим талонам деньги хоть как-то учитываются согласно налоговому законодательству. Я вообще не понимаю, куда смотрят налоговый департамент и департамент финансовой полиции. Огромные деньги каждый день проходят мимо бюджета, а всем наплевать. Согласно гражданскому кодексу, вы обязаны платить за парковку только в случае заключения договора об охране, когда та сторона обязуется нести ответственность за ваше авто. Согласно особенной части Гражданского кодекса главы 39, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. И пункт второй – договор хранения признается заключенным с момента передачи вещи на хранение. Идем дальше. Согласно этой же главе 39, перечислены и отдельные виды хранения, но про парковку или стоянку нет ни слова. Сомневаюсь, что свою машину вы сможете втиснуть в камеру хранения, например, вокзала или сдать в гардероб театра. Мы недавно уже разбирались на эту тему, и не нашли ни одного постановления или законодательного акта о том, в каких случаях должно платить. Таких правоустанавливающих документов просто не существует в природе. Поэтому у нас такой бардак.

– Так в итоге, Виталий Викторович, должен ли платить водитель за парковку или нет?

– Еще раз говорю, только на ваше усмотрение. По закону вы ему ничего не должны. И если мы всем городом перестанем платить этим желтым жилетам, то наша «замечательная» контора «Алматы-паркинг» просто разорится.

– А есть ли какие-нибудь «волшебные слова», которые должен знать каждый автолюбитель при общении с желтыми жилетами, когда речь заходит об оплате?

– Есть. И не цензурные. Но мы люди культурные, сделайте милое лицо и скажите, я в ваших услугах не нуждаюсь, спасибо, и платить я вам не буду! Только говорите с уверенностью, а не как провинившийся школьник. Конечно, не всем парковщикам понравится такой подход, и вам начнут угрожать, что попортят авто. В этом случае, если уж вы обнаружили на своем авто вмятины, царапины или проколотые колеса, вызывайте наряд полиции. Но не дорожную полицию, потому что это как ДТП не квалифицируется, а как порча имущества, и это не их компетенция. Здесь нужен или участковый, или наряд. Хотя, честно сказать, не перспективно это, все знают, под кем у нас базары, рынки. Впрочем, если вам не жалко ваши нервы, можно создать такой прецедент. В заключение хочу отметить, что если вам действительно помогли припарковаться и выехать, то вы можете, подчеркиваю, можете заплатить. А можете и не отдавать, это ваше личное решение. Но можете договориться на берегу, заявив, что вы в помощи не нуждаетесь.

Источник: Наталья СОРОКОУМОВА, «Мегаполис».