Школьные учебники предлагают заменить на планшеты. Как отметил глава Минпросвещения Асхат Аймагамбетов, это нововведение может разрешить проблему тяжелых рюкзаков школьников и повысить уровень цифровизации в школах. Глава Минцифры Багдат Мусин также прокомментировал ситуацию и сказал, что планшеты – это лучшее решение для школьников.
Безусловно, инновационные решения и развитие цифровизации в школах и в сфере образования в целом – это важный и необходимый процесс, с чем нельзя не согласиться. Но разрешит ли нововведение с планшетами те проблемы, на которые, собственно, оно и направлено? И вместе с тем какие риски и нежелательные последствия данного решения мы можем получить? Ибо реакция пользователей Казнета, среди которых немало родителей школьников, была неоднозначной.
«Следует отметить, что цифровизация образования в Казахстане началась не сегодня и не вчера, - отметил в начале Алексей Диденко. - Началом активного внедрения цифровых технологий в учебный процесс можно считать 2018 год, когда в республике появились первые полноценные электронные учебники на платформе OPIQ (ОПИК). Период пандемии и переход школ на дистанционную систему обучения ускорили этот процесс и стали стимулом для издателей. Сегодня эта платформа одна из самых известных и, главное, проверенных в реальных условиях.
«Взрослые защищены от такого произвола»: что не так с продлением учебного года в Казахстане
Предлагаемые правительством дальнейшие шаги по внедрению новых технологий в образовательный процесс однозначно принесут положительный эффект. Очень надеюсь, что понятию электронный учебник наконец-то будет дано правильное определение, в котором будут четко зафиксированы все дополнения и плюсы этого продукта. И электронные учебники станут эффективным дополнением учебного процесса.
В то же время надо понимать, что сам по себе планшет не заменит учебники и не избавит учеников от тяжелых рюкзаков. Вопрос намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Хотя ответ лежит на поверхности: необходим полный набор качественных электронных учебников, который наши дети и учителя будут использовать в учебном процессе. Именно этим вопросам необходимо уделить повышенное внимание, и созданием такого контента сейчас занимаемся мы совместно с казахстанскими издателями, среди которых хорошо всем известные издательства «Мектеп», «Атамұра», «Көкжиек-Горизонт».
Программное обеспечение OPIQ отлично себя зарекомендовало, это доступный и простой инструмент для создания электронных учебников международного уровня, соответствующих всем требованиям, стандартам и нормативам МОН РК и профильных структур.
Важно понимать, что электронные учебники казахстанских издательств – это полностью отечественный продукт, мы предоставляем лишь программную среду. Например, как Windows или Microsoft Office, установленные на вашем компьютере, вы используете для написания книг, сценариев, бизнес-планирования или создания любого другого контента.
Так что будущее именно за такими технологиями: планшет плюс портал с электронными учебниками, где каждый ученик будет обеспечен необходимым материалом», - подметил наш собеседник.
Вместе с тем Диденко подчеркнул, что цифровизации образования в Казахстане практически ничто не мешает. Здесь мы не первопроходцы: все давно привыкли к таким сервисам, как электронное правительство (eGov.kz), безналичные платежи, покупки в Интернете, доставка еды и продуктов и многое другое. И, акцентирует внимание наш спикер, с удовольствием пользуемся этими благами. Почему бы не продолжить эту работу в сфере образования?
«Конечно, есть скептики и критики, которые в основной своей массе считают главной угрозой цифровизации нанесение вреда здоровью ребенка, в первую очередь зрению. На это можно привести два весомых контраргумента. Во-первых, современные дети потребляют за один день такое количество информации, которое еще 20 лет назад обычный человек получал за несколько месяцев, а может, и лет. Виновник или инициатор этого – Интернет. Нельзя стоять на месте и сравнивать прошлое и настоящее, тем более недалекое будущее. Мир меняется ежечасно, и жить в этом мире будут наши дети. Во-вторых, дети, так или иначе, ежедневно используют телефон или планшет (где уже давно установлены экраны, намного более безопасные, чем на домашних телевизорах) для игр и общения. Так пусть часть этого времени заполнит полезный и развивающий процесс – обучение», - резюмировал Алексей Диденко.
По словам другого нашего спикера – главы издательского дома «Көкжиек-Горизонт» Натальи Новосельцевой, – в первую очередь надо понимать, идет ли речь о полной замене бумажных книг электронными.
«Если внимательно изучить все сообщения от наших министров (и просвещения, и цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности), то речь идет о том, что и бумажные и электронные учебники будут существовать вместе. Но в портфелях школьники будут носить планшеты, а бумажные книги будут находиться в школах. Во-вторых, надо брать во внимание, насколько это будет удобно ученику. На втором моменте остановимся подробнее.
Для справки: на сегодня в Республике Казахстан имеется несколько платформ с электронными учебниками: www.oqulyqtar.kz, www.topiq.kz, www.ekitap.kz, keleshek-2030.kz. Причем на платформе www.oqulyqtar.kz сейчас находятся учебники сразу двух издательств: «Атамұра» и «Мектеп». А в ближайшее время на этой же платформе появятся еще два издательства: «Көкжиек-Горизонт» и «Study Inn» с линейкой учебников «Cambridge». Все учебники на этих платформах проходят такую же экспертизу наравне с бумажным учебником.
Таким образом, для всех издательств появляется возможность одновременно разрабатывать как бумажный, так и электронный формат учебника. Адрес любой платформы можно загрузить на планшет, и ученик сможет быстро его открыть, выполнить задания учебника, отправить ответы учителю, проверить себя по листам ответов и пр. Плюс геймификация: в электронном учебнике есть кроссворды, бродилки, шарады, ребусы… Ученику удобно? – Безусловно! Интересно? – Не то слово! Таким образом, и для издателя, и для ученика одни плюсы.
Станут ли меньше тиражи бумажных книг? Возможно. Но снижение будет незначительным. Да и хранение книг в школе будет способствовать сохранности учебников и поддержанию их в надлежащем виде. То есть учебники будут изнашиваться, но не так быстро, как это происходит сейчас.
Теперь касательно важности учебников в их традиционном виде и прививания любви к чтению. На экране гаджетов мы привыкли раздвигать картинку, увеличивая ее масштаб. Совсем недавно я пыталась увеличить картинку пальцами в бумажной книге… Это произошло как-то само собой, рефлекторно что ли… Наверное, такое происходит со многими пользователями планшетов и смартфонов, когда они по полдня сидят в телефоне, а потом читают бумажные книги. Среди моих знакомых есть люди, которые сейчас не читают, а слушают книги, есть такие программы, которые позволяют это делать. Мы живем сейчас в условиях быстро меняющихся способов передачи информации. А в Казахстане уровень цифровизации очень высокий. Запретить детям пользоваться телефонами и гаджетами – все равно что запретить вращение Земли… Надо просто научить их совмещать чтение текстов на электронном носителе с чтением бумажных книг, научить совмещать работу по бумажному учебнику с работой по электронной версии этого же учебника. И маленьким детям надо, безусловно, читать бумажные книги. Да, год от года все труднее удерживать внимание детей. Поэтому дизайн книг для детей становятся таким интересным, красочным. А бумажные учебники останутся актуальными еще очень долго. Учить ребенка писать, размышлять, строить гипотезы, извлекать информацию по-прежнему будут бумажные книги. Чтобы ребенок рос читателем, надо, чтобы родители подавали ему пример: читать каждый день книги, чтобы ребенок видел: мама читает, папа читает, бабушка читает… Надо обсуждать с ребенком все, что он прочитает: Что понравилось? Кто главный герой? А почему он так поступил? А как бы ты поступил на его месте? Только так появится любовь к чтению», - подытожила Наталья Новосельцева.