Однако в последнее время областные и городские власти задались целью улучшить архитектурный облик Тараза, придать ему современный вид. Ведь хаотичная точечная застройка отнюдь не украсила город, а лишь осложнила деятельность коммунальных служб, которым порой просто невозможно производить ремонтные работы, так как в месте нахождения подземных коммуникаций зачастую находится магазин или кафе.
Проблема, впрочем, стала актуальной для всех городов республики. Поэтому вопрос создания нового генерального плана Тараза сегодня обсуждается на всех уровнях, и приобрел интерес не только у чиновников, но и у общественности.
До нынешнего года у Тараза был генеральный план, предусматривающий развитие областного центра до 1986 года. Понятно, что в течение последних двадцати лет достаточно часто возникали разговоры о том, что город нуждается в обновленном генплане, но в силу определенных причин - переходный период и дефицит бюджета - руководители обл- и гор- акиматов вместо ответа на вопрос о генплане только разводили руками.
В начале девяностых какое-либо строительство в Таразе практически прекратилось: все начатые строительные объекты были законсервированы, а возведение жилья производилось лишь в частном порядке.
Возродилось строительство только в 2002 году, когда город готовился к 2000-летнему юбилею. А полноценное строительство жилья началось в 2005 году в рамках реализации государственной жилищной программы. За счет индивидуального жилищного строительства значительно увеличилась и продолжает развиваться территория частного сектора. Это стало причиной присоединения к Таразу пустующих территорий соседних Жамбылского и Байзакского районов.
Но без грамотно разработанного генерального плана дальнейшее строительство и улучшение архитектурного облика города невозможно. С нынешнего года дело сдвинулось с мертвой точки - горожанам был представлен проект генерального плана, над которым в данное время работают специалисты алматинского ТОО "Урбостиль". По словам директора ТОО Любови Нысанбаевой, при создании генплана был учтен именно неповторимый колорит по-настоящему азиатского стиля нашего города.
Разработчики планируют создание более широких проспектов, строительство развязок (что весьма актуально в свете увеличения количества автотранспорта), строительство надземных и подземных паркингов. Как это будет выглядеть, не всем горожанам пока ясно, но перспективы, в общем, привлекательные.
Сегодняшний вид городских магистралей может удовлетворить лишь поклонников антиутопий - пробки в центре города, обочины дорог, превращенные в хаотичные парковки, и воздух, наполненный выхлопами автомобилей. В городе с населением 338,1 тысяч человек на сегодня зарегистрировано более 100 тысяч автотранспортных средств.
Конечно, разработчики учли и двухтысячелетнюю историю Тараза, его уникальность, ухоженность. Не забыли и то, что город находится в сейсмоопасной зоне. Таким образом строительство новых жилых объектов будет в основном одноэтажным (40 процентов от общего числа), 30 процентов жилья представят пятиэтажки, остальные здания - 9-12-тиэтажные.
Далее, по замыслу разработчиков генплана - увеличение зоны зеленых насаждений. Это будут клинья из водоемов и деревьев, пронизывающие весь город насквозь. Кроме того, возможно, у Тараза появится своя набережная, так как в непосредственной близости от города протекает река Талас.
Правда, перспектива эта вызывает критику у местного населения, так как берега реки обладают сыпучими свойствами и строить на них что-либо никто не решается. Как рассчитывают справиться с этой проблемой разработчики, пока остается вопросом. Но от этой идеи, судя по всему, они отказываться не собираются, скорее наоборот - вот в Кызылорде построили набережную, теперь это излюбленное место отдыха горожан. Сомнительным показалось и намерение разработчиков генплана устроить в районе Тектурмаса зеленую зону отдыха. В этом месте сегодня находится кладбище и почва каменистая, на которой практически ничего не растет. Чтобы создать благоприятную атмосферу для создания зеленого пояса, необходимы дополнительные затраты.
И гвоздь программы - новый микрорайон "Байтерек", к строительству которого планируется приступить в скором времени. Уже сейчас, воплощенный лишь в проекте, этот строительный объект является гордостью руководства области и города.
Действительно, если этот микрорайон, строительство которого предполагается в районе аэропорта, будет возведен, то Тараз на самом деле станет привлекательным в архитектурном плане. А сам микрорайон станет престижным местом проживания для 16 тысяч человек.
Впрочем, перспективы эти долгосрочные, да и окончательный вариант генплана таразцы пока не видели. По информации советника акима города Тараза по строительству, градостроительству и архитектуре Серика Алибаева, разработка генерального плана проходит четыре стадии. В настоящее время завершены две из них: анализ предоставленных материалов и корректировка концепции градостроительства города. Разработку и согласование предполагается завершить в первом квартале 2008 года, а на утверждение в Правительство генплан отправится во втором полугодии будущего года. Так что, если не возникнут какие-либо непредвидимые обстоятельства, то к концу следующего года у нас появится полноценный генплан, в который с учетом того, что к 2030 году население города увеличится до 600 тысяч человек, будут заложены все его потребности.
Все это, конечно, может повлечь за собой проблему, с которой сегодня очень хорошо знакомы жители южной столицы - отъем территорий под госнужды, выселение целых жилых массивов, возведенных без соблюдения законности. Это может напрямую коснуться жителей бывших дачных поселков, которые сегодня стали полноценными жилыми районами и присоединены к городу.
Тем временем, несмотря на заявление начальника отдела архитектуры и градостроительства акимата города Тараза Ильяса Бекежанова, что до появления окончательного варианта генерального плана в областном центре объявляется мораторий на выделение земельных участков под строительство объектов малого и среднего бизнеса вдоль магистральных трасс и тротуаров, магазины, кафе и рестораны продолжают строиться и открываться. Даже в зонах отчуждения между городскими микрорайонами, где проходит подземная теплотрасса, ведется возведение гостиницы и торгового центра. Эти объекты весьма трудно назвать временными конструкциями. Но что ни сделаешь ради поддержки предпринимательской деятельности и пополнения городского бюджета - очень хочется надеяться, что именно из этих побуждений чиновниками были выданы разрешение на сооружение этих объектов. Причем при каждом удобном случае сами предприниматели обвиняют руководство области и города в том, что именно отсутствие генерального плана мешает полноценно развиваться бизнесу. Хотя производственные объекты в городе по пальцам можно пересчитать.
И сколько таких кафе-ресторанов еще появится на территории "красной линии" до конца будущего года, неизвестно. Но уже сейчас начинаешь думать о том, что появление нового генплана станет началом нового этапа жизни города, когда возникнет противостояние владельцев зданий, попадающих под снос, с представителями госорганов, отвечающими за выполнение генерального плана.
На фото: Тараз, центр города.