План, который лучше не выполнять

Это не означает, что наш центральный банк берет пример с Федеральной резервной системы США, которая уже в пятый раз подряд подняла свою учетную ставку (в настоящее время она составляет 3,25 процента), но это свидетельствует о том, что ведомство, полностью ответственное за стабильность цен в стране, всерьез тревожит ситуация с инфляцией.
Нацбанк уже пересматривал свой прогноз среднегодовой инфляции на 2005 год. Первоначально он составлял 4,9-6,5 процента, теперь - 5,2-6,9 процента. Причина, по которой головной банк был вынужден пойти на такой непопулярный шаг - инфляционные ожидания, которые сложились на фоне предполагаемого с 1 июля повышения социальных выплат в среднем на 30 процентов. И действительно, в ожидании вливания денежной массы в оборот, начали расти цены.
Понимая, что ситуация может выйти из-под контроля, Нацбанк существенно ужесточил денежно-кредитную политику, повысив ставки рефинансирования и репо.
Именно с помощью репо и нот Нацбанк в первом полугодии стерилизовал избыточную денежную массу. Кроме того, им принято решение по повышению резервных требований в отношении коммерческих банков, которые имеют повышенную ликвидность, с 1 октября 2005 года.
Конечная цель этих новаций - в том числе и борьба с инфляцией, поскольку доля активов, не приносящих доход, значительно возрастет. Правительство, в свою очередь, приняло постановление "О некоторых мерах по стабилизации цен на потребительском рынке", что позволило снизить таможенные пошлины на ряд продовольственных товаров и договориться с монополистами об объявлении моратория до конца года на повышение цен.
Руководство Нацбанка в своих комментариях, говоря о том, что в стране наблюдается инфляционное давление, не теряло уверенности: все необходимые меры приняты, и они обязательно дадут антиинфляционный эффект. Однако это не помешало Нацбанку во второй раз в 2005 году поднять ставку рефинансирования. И хотя эта ставка чисто номинальная - она не используется на рынке как действенный инструмент (в отличие от финансовой системы США, где учетная ставка оказывает прямое воздействие на стоимость рыночных операций), тем не менее, параллельно с ней повышаются другие учетные ставки, например, репо, которые на рынке "работают" активно.
Двигаясь к инфляционному таргетированию, Нацбанк еще в прошлом году поставил своей целью усиливать регулирующую роль своих официальных ставок (они-то и могут оказать сдерживающее влияние на инфляцию, поскольку в итоге могут ограничить объемы кредитования экономики банками).
Он собирается активно применять меры по расширению регулирования ликвидности операциями открытого рынка, в частности, содействовать развитию вторичного рынка ценных бумаг. В настоящее время Нацбанк совместно с Агентством финансового надзора работают над механизмом, который будет способствовать уменьшению объемов ипотечного кредитования и кредитования сделок с недвижимостью.
Спустя несколько дней после повышения ставки рефинансирования, стало понятно, почему, собственно, она пошла на подъем. На своей традиционной пресс-конференции Агентство по статистике объявило, что в июне в годовом выражении инфляция составила 7,9 процентов, что соответствует среднегодовой инфляции на уровне 7,1-7,3 процента. Основной вклад в инфляцию внесли продовольственные товары, цена на которые за последние полгода повысилась на 4,6 процента.
Рост цен на непродовольственные товары составил 2,1 процента, по платным услугам - 2,8 процента. Это говорит о том, что, вероятно, Нацбанку и правительству не удастся войти даже в уточненный коридор по инфляции.
Впрочем, об этом уже говорили некоторые аналитики. На их взгляд, предпринимаемые меры правительством способны нейтрализовать лишь сезонную составляющую инфляции, а полностью справиться с ее давлением правительство вряд ли в состоянии, поскольку увеличение государственных расходов с 1 июля даст инфляционный эффект аккурат к середине осени.
Они также отмечают, что реальный экономический рост несколько уступает по своим темпам росту доходов населения, что формирует товарно-денежный дисбаланс.
По некоторым прогнозам, инфляция в 2005 году составит не менее 7 процентов, но, возможно, достигнет и рекордного с 2001 года уровня - 8 процентов.
Конечно, для Нацбанка и правительства дело чести - уложиться в прогнозные показатели. Но это внешняя сторона дела. На самом деле все гораздо сложнее. Если государственные органы пустят инфляцию на самотек (это страшно представить даже во сне), и не будут думать и тем более что-то делать для ее снижения, то все усилия по преобразованию экономики на национальном уровне могут оказаться тщетными.
Известно, что высокие темпы инфляции оказывают эффект коррозии на рыночную экономику.
Поскольку она использует цены в качестве меры экономической ценности товаров и услуг и способа управления предпринимательской деятельностью, то в период стремительного повышения цен обесценивается сам критерий ценности.
Люди теряют работу, не только их сбережения, но и доходы "проедаются" инфляцией, начинается спад деловой активности, и, как результат, спад в экономике.
Именно поэтому во многих развитых государствах мира главным инструментом макроэкономической политики является стабилизация цен.
Национальный банк Казахстана вопросом стабилизации цен занимается не так давно - с 1 января 2004 года, когда надзорные функции были переданы Агентству финансового надзора, и Нацбанк стал классическим центральным банком. Как хорошо он справляется со своей главной задачей?
Очевидно, что он довольно активно использует свои рычаги влияния на финансовый рынок. Однако ситуация представляется немного искусственной хотя бы потому, что, говоря о повышении цен, в Казахстане не берется такой экономически важный показатель как уровень безработицы.
Если в той же Америке сообщения с рынка труда являются определяющими для политики ФРС, то у нас это не играет никакой роли.
Между тем грамотные экономисты знают, что среди всех дилемм макроэкономики самой сложной является компромисс между безработицей и инфляцией.
Высокий уровень безработицы и инфляции вызывает экономические бедствия и политические волнения. Однако, если быстро растет объем производства и снижается безработица, то это также сопровождается ростом цен и зарплаты.
Поэтому политики вынуждены сдерживать слишком высокие темпы экономического развития или решать проблему недопустимо низкого уровня безработицы с тем, чтобы избежать безудержного роста инфляции.