“Плачущий дедушка”

В переводе на русский название местности, Жылаган-ата, означает “Плачущий дедушка”. Дорога к этому ущелью в горах Каратау не из легких.

Обычно мы добираемся в Жылаган-Ата на старинном 20-местном автобусе с коробкой передач от мощного БТРа. Его водитель, Амирхан, уже 12 лет возит сюда паломников, знает каждый камень и каждую травинку, – рассказывает Ерлан Сыздык. – Другие автомобили на этих горных кручах встречаются редко.

По дороге нам встретилось еще одно “чудо”, излюбленное авто здешних шумахеров – “Жигули”-“копейка”. Прежде же в ущелье добирались либо пешком, либо на лошадях. Это испытание не для слабых – 85 километров по ухабистой степной, затем по горной дороге да еще три километра с рюкзаком за спиной по каменистой тропе. Но потраченные усилия стоят того.

Едва побросав рюкзаки в приземистой мазанке, несколько женщин зашагали в сторону речки. Как сообщил гид, вверх по течению есть “джакузи” – углубление в русле, обложенное камнями. Там полезно искупаться каждому, чтобы избавиться от хворей. Свое начало эта ледяная речка берет из родников, расположенных за 11 километров отсюда. Сквозь хрустальные воды на дне ее видна каждая песчинка. По круглым валунам пробираемся вверх по течению. На небольшом пространстве на обломках скал уже сидят несколько человек. Глядя на сухую расщелину в отвесной скале, люди читают молитвы. Все будто замерли в ожидании чуда. И вдруг окружающее пространство взрывает радостный крик женщины: “Кельды, кельды! Пришла, пришла!”.

Из скалы внезапно с шумом вырвался бурный поток свежайшей воды, рассыпая вокруг тысячи сверкающих брызг! Восторгу нет предела! Прямо в одежде люди устремились под ледяные струи, подставляя головы, смеялись, радовались, словно дети, с жадностью пили драгоценную влагу. Это свершившееся чудо для них – как знак, что молитвы услышаны и Всевышний посылает им то, о чем они просят. Кто-то молился за семейное благополучие, кто-то просил ребенка, кто-то – излечения от тяжких недугов…

На молитвы одних вода приходит в считанные минуты, а кому-то приходится ждать ее сутками.

Легенда гласит: жили здесь пожилые супруги Гурзыхан-ата и Шаш-ана. Они никогда не имели детей. И обратились к Всевышнему с просьбой послать ребенка, чтобы утешил их в старости. Услышав молитву, Аллах поставил супругам условие: семь лет носить матери своего долгожданного ребенка в кожаном мешке, пока он не встанет на ноги. Долго носила пожилая женщина нелегкую ношу. Не выдержав, однажды взмолилась, мол, не по силам мне такое испытание! В тот же миг еще не рожденный младенец выпорхнул, будто ангел, и стал быстро удаляться со словами: “Вы не дотерпели всего один день до моего рождения, и теперь я покидаю вас навсегда”. Он удалился в расщелины скал и исчез в пещере на вершине горы.

Присел отец так и не рожденного малыша, убитый горем, рыдал горько и безутешно. На том месте возник водопад из его слез. И плакали скалы на противоположном берегу речки, где лила слезы бедная мать. Удаляясь, ангел сказал обоим: “Возвращаясь в аул, не оглядывайтесь, тогда родник принесет свои чистые воды живущим там людям”. Но не выдержала Шаш-ана и взглянула напоследок на удаляющегося ангела. И пропали воды в том месте, так и не дойдя до аула.

– Несколько лет назад сюда привезли одного смертельно больного человека, от которого отказались врачи, – рассказывает Ерлан Сыздык. – Мужчина уже не ходил и даже не вставал. Его привезли весной и оставили на попечение местного служителя – шыракшы. Воду из водопада “Плачущий дедушка” ему приносили люди. Потом потихоньку стал ходить за ней сам. Прожив около года, мужчина, практически вылечился. Сейчас он женат, и даже имеет дочь. У многих после посещения этих мест налаживается личная жизнь, бездетные рожают детей. Каждый получает то, о чем просит Всевышнего, если сохраняет при этом веру, нравственную и физическую чистоту.

P.S. Пока никому из ученых не удалось разгадать тайну возникающего из ниоткуда и исчезающего в никуда водопада. Зато людям, пришедшим к нему, он всегда дарит надежду.