Современные ученые и медики не знают покоя, объявляя его то очистителем для организма, то мировой отравой - причиной инфарктов, инсультов, олигофрении, импотенции и страшно сказать чего еще.
И хотя официально у нас в стране пиво рекламируется исключительно безалкогольное, всякий знает: "нулевка" - что вобла без соли. Полагаю, что и пару веков назад пивовары изрядно бы удивились такому продукту. Вопрос в том, умели ли тогда правильно пить.
Закройте глаза, скажите смачно: "Пиво…". Что видите? Правильно: бюргеров в клетчатых штаниках и гроздья запотевших кружек в руках грудастых официанток. А теперь, сглотнув слюну, волевым усилием памяти сотрите эту яркую картинку. В Германии, традиционно считавшейся одной из "пивных" стран мира, объявлена самая настоящая война янтарному напитку, и ведется она широким фронтом.
По самым свежим статистическим данным, здесь злоупотребляют спиртным от 8 до 10 миллионов человек. 3 процента от 83-миллионного населения страны - хронические алкоголики. А еще 5 процентов потребляют пиво или чего покрепче не реже семи раз в неделю. На каждую душу немецкого населения приходится в год по 13 литров чистого спирта. Это всего лишь на 500 граммов меньше, чем у французов, занимающих после итальянцев и чехов третью ступеньку на не самом почетном пьедестале Западной Европы.
Каждые 12 месяцев из-за чрезмерного увлечения спиртным преждевременно уходят из жизни свыше 40 000 граждан ФРГ. К тому же из ежегодных 11 тысяч, что кончают жизнь самоубийством, две трети - алкоголики.
Дотошные научные сотрудники "Свободного университета Берлина" недавно подсчитали, что стационарное и амбулаторное лечение таких "больных по собственной вине", их реабилитация и профилактика, а также издержки, связанные с несчастными случаями, возникающими из-за нетрезвых работников, ежегодно обходятся стране в 20 с лишним миллиардов евро. Столь гигантские убытки просто вынудили власть пренебречь традиционной западной толерантностью. Страна начала борьбу за трезвость. Стратегическое направление - молодежь. Ведь в Германии около 160 тысяч детей и подростков страдают алкогольной зависимостью. Почти все они начинали даже не с пива, а с так называемого попс-микса - смеси спиртного со сладкой газировкой или соками. До поры до времени содержимое ярко раскрашенных бутылочек считалось частью дискотечного антуража, стоило недорого и текло в неокрепшие организмы рекой. Но теперь именно эту категорию слабоалкогольных напитков вывели из разряда прохладительных и обложили дополнительным, весьма высоким акцизным налогом.
На немецких же молодежных дискотеках выпивкой торговать перестали вообще, заодно введя дополнительные ограничения и во всех спиртосодержащих точках. Вскоре даже на заправочных и вокзалах нельзя будет торговать горячительным после восьми вечера.
Планируется ужесточить и ответственность продавцов за пренебрежение параграфом 27 "Закона о защите молодежи", запрещающего продажу пива тем, кто не достиг 18 лет.
Однако самое перспективное направление в понимании немцев - это не свирепые репрессии, но тонко продуманная и профессионально исполненная идеологическая работа. С подачи "антиалкогольной" комиссии ЕС идет полный отказ от рекламы спиртного в СМИ, печатание броских предостережений о смертельной опасности "жидкого наркотика" на этикетках, еще более агрессивный наступательный маркетинг здорового образа жизни с дальнейшим формированием негативного, если даже не отвратительного имиджа алкоголика в обществе.
Как отмечают сотрудники федерального правительства по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией, активная социальная пропаганда среди молодежи оказалась весьма продуктивной. 80 процентов всех немецких учащихся на сегодня относятся к питию пива как к занятию, осуждаемому и презираемому обществом. Хотя еще пять лет назад данный показатель не дотягивал и до 20 процентов. Намечается "питейный" спад и среди зрелых мужиков, задумывающихся как о своей репутации, так и о здоровье. Именно таким адресуется ролик, чуть ли не ежедневно прокатываемый на немецком телевидении: "Пить пиво - приятно. Быть алкоголиком - не так уж страшно. Но при самом гуманном отношении к ущербным людям у них все равно в шесть раз выше шансы заполучить язву желудка, в восемь - инфаркт или инсульт, в 16 - туберкулез...". Главное же в том, что сама относительно комфортная, достаточно беспроблемная и обеспеченная жизнь в Германии подталкивает к ее максимальному продлению.
Конечно, нельзя пока и предположить, что на Западе употребление пива и напитков градусом повыше становится вопросом решенным. Проблема бесконтрольного пития и, как следствие, антиобщественного поведения и алкоголизма тревожит не только мирных европейских обывателей, но, к примеру, и британское правительство, и парламент.
По данным информационного центра министерства здравоохранения Великобритании, количество английских подростков, поступивших в больницы с диагнозом "алкогольное отравление", за последние несколько лет увеличилось на двадцать с лишним процентов. Что в переводе на изломанные человеческие судьбы звучит просто-таки устрашающе. И это в стране, где продажа алкоголя лицам младше восемнадцати лет строго-настрого запрещена. Европейские наркологи высказывают мнение, что наибольшую опасность для молодых людей представляют как раз таки слабоалкогольные напитки. В основном это так называемое пивное пьянство. Сдерживает его строгое ограничение в работе британских пабов. В любом из них уже много десятилетий подряд ровно в 23 часа раздавался дребезжащий, похожий на школьный звонок, означавший, что продажа напитков в розлив и навынос прекращена.
Посетители, если желали "добрать" до нужной им кондиции, должны были переместиться или в ночные клубы, что, учитывая их дороговизну, далеко не всем по карману. Или добираться на перекладных домой, ибо общественный транспорт на Британских островах прекращает свою работу около полуночи. Поневоле не захочется больше пива. К тому же, на уровне парламента активно ведутся дебаты о сокращении часов работы этих популярных питейных заведений.
А как у нас? Пьем-с. По официальным данным, в стране наблюдается устойчивый рост числа алкоголиков. Алматинский центр медико-социальной коррекции по итогам пяти месяцев этого года приводит шокирующие цифры: около четырехсот человек только в городе пополнили ряды уже состоявших на учете.
Сколько находится вне поля зрения государства, остается только догадываться. А по телевизионному экрану бежит и бежит красотка в условных одеждах, гонясь за парнем с бутылкой пива. И - дивный по бездарности слоган, будто клич: "Охота! Сильно охота!"…