Техника довольно необычная и сложная, художники сами экспериментировали с составом таких “красок”. Уже написано больше сотни пейзажей, в планах даже отмечать на картинах – с какого месторождения взята нефть и из какой скважины. Оказалось, что нефть на Мангышлаке – разная.
Почему бы самим не попробовать?
Аймурат ТАНАТОВ – и дзюдоист, и художник. В одном лице. Причем одно другому никак не мешает. Спортом начал заниматься больше 20 лет назад, день тогда еще школьника был расписан по минутам. В школьной сумке всегда лежали альбом для рисования и кимоно. Утром – художественный кружок, а вечером – тренировка. Стал мастером спорта, работал тренером, параллельно учился в институте, выставлял свои работы на многочисленных выставках республиканского и международного уровня, стал членом Союза художников РК. А 8 лет назад открыл художественную галерею “Өнер”. Спорт не забросил, до сих пор каждое утро начинается с тренировки, а потом – мастерская. Здесь, бывает, работает до ночи.
Несколько лет назад в галерею пригласили художника из Азербайджана – среди мастеров он был известен тем, что писал картины нефтью. Он провел мастер-класс, однако секретов работы с черным золотом так и не раскрыл.
– Мы с другом Тынышбеком Балтабаевым подумали: а почему бы самим не попробовать? Тогда в Казахстане никто не рисовал нефтью. Съездили на месторождение Каражанбас, оттуда привезли баклажку с нефтью и начали экспериментировать. Чистой нефтью рисовать было невозможно – она не ложится плотно, пришлось несколько холстов испортить. Методом проб и ошибок у нас получилось. И вот уже два года, как работаем с нефтью. Техника эта – на любителя, стиль получается монохромный, то есть одним цветом, – рассказывает художник Аймурат Танатов.
Нефть простому обывателю привычно считать черной, однако она разная. На одном месторождении – она ближе к черному, на другом – коричневая, а на месторождении Жетыбай и вовсе желтая. Эту особенность мангистауской нефти и стали использовать художники.
– У нас много друзей-нефтяников, они и подсказали, что нефть – она разная. Для себя уже отметили, что удобнее всего рисовать нефтью именно с месторождения Каражанбас, – добавляет художник.
Пишут в основном пейзажи, благо натуры в Мангистау хватает: многочисленные каньоны, ущелья, горные хребты, подземные мечети. Что касается долговечности картин, то нефть на холсте не может сохраняться на века. Над каждой картиной работают долго – всё зависит от вдохновения, высыхают нефтяные краски тоже медленно.
Сейчас у Аймурата Танатова – новое увлечение. Вдохновившись творчеством известного на весь мир художника Джексона Поллока, начал писать в новой для себя манере. В планах – заняться инсталляциями и скульптурой.
Обратите внимание!
Аймурат Танатов рассказывает: развитие и популяризация живописи в регионе в последние годы держится исключительно на голом энтузиазме самих художников.
– Мы постоянно ждали от государства, от управления культуры, чтобы нас поддержали, выделили какой-то бюджет. К примеру, управление спорта выделяет средства даже на лошадей, а нам деньги не выделяются. Мне все время хочется спросить: мы, что, хуже лошадей? Пытаемся достучаться до небес, нам говорят – в регионе же проводится конкурс “Звезды Мангистау”, в котором принимают участие и художники. Но конкурс этот проводится 2 раза в год, и он уже древний. Мы хотим проводить международные или казахстанские симпозиумы художников, осенние и весенние вернисажи, персональные выставки, конкурсы. Хотим, чтобы искусство развивалось, потому что мы, как говорится, сидим каждый в своем болоте. Да, в области есть театры, музеи, проводятся какие-то танцевальные или музыкальные конкурсы, айтысы, а когда в последний раз управление культуры организовывало выставки? Мы не просим нам машины дарить, как акынам, но хотя бы поощрить художников! – говорит Аймурат Танатов.
По словам руководителя художественной галереи “Өнер”, все художники без исключения ездят на международные выставки или мастер-классы за свой счет.
–Почему в Кызылорде, Шымкенте, Алматы, Нур-Султане с художниками хорошо работают, а мы будто в деревне живем. Туризм развивается, народу будет интересно посетить интересные выставки, а у нас этого нет. В городе нет ни одной современной инсталляции – их изготовлением могли бы заняться художники, но дайте нам поддержку!
В областном управлении культуры слова художника опровергают, говорят, что помогают по мере возможности, да и мероприятия проводят.
– Мы признаем, что проблема есть, художникам нужна поддержка, мы это понимаем, но говорить, что вообще не помогаем ничем, – это неправильно. В прошлом году были запланированы крупные мероприятия, но из-за пандемии средства на их проведение не были выделены, несколько конкурсов, в том числе и среди художников, мы провели онлайн. В этом году попросили деньги на проведение крупного симпозиума, планируется пригласить известных художников. Нам пообещали, что средства будут, – рассказала Пания САРМУРЗИНА, руководитель управления культуры, развития языков и архивного дела Мангистауской области.
Что касается поездок художников на мероприятия за свой счет, то отдельно статьи в бюджете на эти цели нет. Однако в управлении культуры отмечают: если художники выходят с письмом, то им обязательно помогают.
Актау