ПираМММида

Премьерный показ фильма "Пирамммида" состоялся 29 марта 2011 года в Москве, пишет Казинформ. Как сообщали по этому поводу российские СМИ, эта картина не только удачно воссоздала атмосферу "лихих девяностых", но и романтизировала образ Сергея Мавроди, по поводу которого, кстати, единого мнения у россиян нет до сих пор: одни его считают гением, а другие - фантастическим жуликом.

Интерес казахстанцев к фильму и непосредственно к деятельности возрожденной "МММ" обусловлен тем, что баннеры с рекламой компании появились и на улицах казахстанских городов. Между тем, как сообщалось ранее, на сайте Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Нацбанка Республики Казахстан появилось объявление: "В связи с поступающими запросами касательно организации "МММ-2011" сообщаем, что она не имеет лицензий. Учитывая это, просим при взаимодействии с "МММ-2011" проявлять внимание и бдительность, а также учитывать возможные риски потери средств".

Как сообщает Лента.ру, в 2003 году Мавроди был приговорен к 13 месяцам лишения свободы, а в апреле 2007-го - еще к четырем с половиной годам. Вышел из тюрьмы Мавроди в мае 2007 года. Основатель финансовой пирамиды МММ Сергей Мавроди в своем блоге объявил о начале новой акции: МММ-2011 ("Мы Можем Многое - 2011"). Обычным вкладчикам МММ-2011 Мавроди обещает прибыль в 20 процентов в месяц, а пенсионерам - 30 процентов.

Автором идеи фильма "Пирамммида" и одним из продюсеров картины стал Сергей Ливнев, известный как продюсер и сценарист "Ассы", а также продюсер "Страны глухих" и (из современного) - фильма "Служебный роман. Наше время". В сопроводительных материалах к "Пирамммиде" говорится, что Ливнев благодаря дружбе с режиссером рекламных роликов "МММ" Бахытом Килибаевым смог одним из первых прочитать тюремные рукописи Мавроди. Режиссером выступил Эльдар Салаватов, для которого "Пирамммида" стала третьей по счету картиной после фильмов "Антикиллер Д.К: Любовь без памяти" и "Семейка Ады". Снимали ленту по большей части в Минске.

Сама по себе идея создать фильм про крупнейшую российскую финансовую пирамиду "МММ" неплохая, учитывая, сколько людей в начале девяностых вложилось в "билеты" Мавроди и какой потом все это дело получило резонанс. Так что на зрительский интерес к картине можно было рассчитывать сразу.

Получилось кино с добротно закрученным сюжетом. Итак, начало 1990-х, Россия, социализм "уже разрушен", капитализм "еще не наступил", а в стране идет массовая приватизация. При этом у простого народа денег нет, а есть они только у нескольких банков, "приближенных к властной верхушке". Иностранцев на аукционы не пускают, а банки скупают "все лучшее, что есть в экономике".

И тут неожиданно некий странноватого вида и в минуты душевных переживаний заикающийся математик Сергей Кондратьевич Мамонтов (в исполнении Алексея Серебрякова) организовывает компанию "МММ". Он начинает печатать и продавать "мамонтовки" - некие ценные бумаги, цену на которые Мамонтов устанавливает сам. При этом основным принципом становится "сегодня всегда дороже, чем вчера".

Страну захлестывает ажиотаж: все скупают и продают "мамонтовки", зарабатывая на перепродаже, а по телевизору вовсю рекламируют "МММ" (в фильме принял участие актер Владимир Пермяков - знаменитый "не халявщик, а партнер" Леня Голубков). Как объясняет Мамонтов своему молодому и креативному помощнику Антону (Петр Федоров), основным двигателем всей этой деятельности является людская жадность, которая подхлестывает саму себя: "Чем больше человек получает, тем больше хочет, а вся накопленная жадность - моя!"

Между тем, деятельность Мамонтова начинает серьезно беспокоить людей во "властной верхушке", силовых структурах и банках. Ведь вкладчиками его "МММ" становятся миллионы россиян ("это ж сила", как говорит один из противников Мамонтова), а под контролем компании, по разным оценкам, находится от 50 до 70 миллиардов долларов.

Мамонтова пытаются убить, эффектно взрывая его "Чайку", а также купить, однако на сотрудничество он не идет. Зрителям очень понравился один из эпизодов, как раз связанный с "перекупить". Основной противник Мамонтова - алчный (конечно же) владелец "Мегавазбанка" Белявский (Федор Бондарчук) на встрече с организатором "МММ" предлагает ему продать компанию. На это Мамонтов, заикаясь, отвечает: "Я Родиной не торгую".

К середине картины образ Мамонтова постепенно обрастает чертами почти героическими. Сильное впечатление производит приход Мамонтова на заседание правительства, где министры клеймят его финансовую пирамиду, в которой старые вкладчики получают высокие проценты исключительно за счет притока новых. Эффект от слов чиновников, правда, пропадает после того, как одетый в потертые штаны Мамонтов осведомляется у упитанного министра финансов: "А скажите, в это тяжелое для России время сколько стоят ваши часы и какая у вас зарплата?"

Более того, на этом же заседании правительства Мамонтов предлагает министрам сотрудничать с "МММ". По его словам, заграница "наводнит" экономику России инвестициями, если государство прогарантирует его "мамонтовки" (к примеру, землей). Однако министры молчат, скептически ухмыляясь, и зрителю становится ясно, кто же на самом деле виноват во всех бедах страны.

При этом, конечно, Мамонтов демонстрирует и обычные человеческие слабости - к примеру, при каждом удобном случае пьет кефир и может сорваться на помощника Антона, который, вроде Чарли Шина, "предается саморазрушению".

Ежу понятно, что противостояние героя-одиночки и злого государства кончиться хорошо не может. Так и выходит: "МММ" закрывается, вкладчики негодуют, часть из них разоряется. Мамонтов пытается бороться с властями, но в конечном счете проигрывает. На семь лет он попадает в тюрьму. Однако настоящего героя, как известно, так просто не переиграть: в последних кадрах создатели фильма сообщают, что в начале 2011 года создатель "МММ" объявил о новом проекте "МММ-2011".