В нынешнем году региону настойчиво предрекали рекордный паводок. Специалисты уверяли, что воды будет не меньше, чем в страшном 2017-м, когда стихия добралась даже до тех поселков, где паводков отродясь не видели.
Прогнозы строили не на пустом месте – снега в области выпало в два раза выше нормы. Ждали, что и теперь в воде окажутся около 2 тысяч населенных пунктов.
Пока люди оставались дома
Паводковый период в области совпал с началом карантинных мер по случаю коронавируса. Первые хорошие новости пришли в начале весны. Стало очевидно, паводок пощадил районы области. Но тут же появились прогнозы о том, что большая вода несется и может накрыть Петропавловск и его окрестности.
Здесь в условиях самоизоляции населения основной удар по защите региона от паводка приняли на себя чеэсники, полицейские и солдаты Нацгвардии.
– Вместе с местной полицейской службой проводили рейды по дачам, где ждали подтопления. Убеждали дачников уехать в город. Из 260 человек большинство покинули участки. Эвакуировали и скот, – рассказывает Рамиль КАМАЛОВ, начальник ДЧС СКО.
Также беспокойство вызывали пригородные сёла Прибрежное, Тепличное. Здесь выставили посты и до сих пор круглосуточно отслеживают поведение воды.
На Заречной улице вода
Эпицентр паводка, как и ожидалось, случился в городском микрорайоне “Заречный”. Это удивительный уголок города, который расположен на острове за рекой Есиль. Жители “Заречного” больше всех страдают от потопов. Например, в 2017 году, бывало, из подъезда в подъезд дома плавали на лодках. Нынче, пока зареченцы оставались дома, спасатели и солдаты Нацгвардии сутками напролет укрепляли дамбы и насыпи, которые должны были сдерживать воду.
Только за одни сутки на укрепления было выложено 6 тысяч мешков песка. Солдаты и спасатели выстроились в живую колонну на дамбе и всю ночь передавали друг другу тяжеленные мешки, чтобы остановить воду.
Большую воду в регионе были готовы встретить во всеоружии. Но случилось чудо! В нынешнем карантинном паводке СКО отделалась испугом. Глава службы ЧС не скрывает:
– Воды в этом году в два раза больше, чем в прошлом. Но подъем шел медленно. Критических отметок мы не достигли.
Вот и “Заречный”, хоть и оказался окружен водой, в полную водную блокаду не попал.
На легковушке сюда не проехать – патруль не пускает. С утра и до вечера курсирует спасательный КамАЗ, он привозит в местные магазины всё необходимое.
Зареченцы выбираются на большую землю по пешеходному мосту.
– Продукты, всё необходимое в магазины привозят. Проблем нет. В этом году за нас спасатели к воде готовились. У соседа даже свиней на всякий случай вывезли, помогли ему, – говорит Елена, жительница “Заречного”.
– Ходить-то все равно далеко нельзя. Карантин же! А у нас в “Заречном” – двойная изоляция, водная тоже – подхватывает беседу Сергей, супруг Елены.
Итог – в регионе нет ни одного подтопленного дома.
А вот с дачами всё пллохо. Под водой оказались 2 300 участков. Власти парируют, мол, это общества, которые топит каждый год, а во многом люди сами виноваты, что строили в затапливаемых местах.
Два мира Тепличного, или О спасении утопающего дачника
Именно такая проблема в Тепличном. Изюминка этого места в том, что здесь, на крохотном клочке пригородной земли, два юридических субъекта. С одной стороны – индивидуальное жилье с элитными коттеджами, где соседствуют высокопоставленные чиновники, а с другой – официально дачи.
На деле два мира разъединяют считанные шаги. Большинство тех, кто считается дачниками, живут тут как дома. Невооруженным глазом вообще не понять, что люди в Тепличном разделены на сельчан и дачников. А с виду – один целый пригородный поселок.
Здесь брошены мощные силы на укрепление местной дамбы. 440 тонн глины усилили слабые места насыпи, а латали и вручную, и тяжелой техникой. Понравилось не всем.
– Зимой у нас дороги чистят только на тех улицах, где живут бастыки. Над домами чиновников даже уличные фонари светят по-другому. Теперь дамбу соорудили, чтобы защищать от воды их дома, – сетуют в дачном обществе Тепличного. При этом люди просят не называть их имена, всё потому, что имена тех, кто по ту, как тут говорят, коттеджную, сторону – очень известные в городе персоны.
Евгений ЖУРАВЛЕВ не скрывает, в приоритете для спасателей – жилье людей. Дачи официально к жилью не относятся.
При этом в Тепличном люди считают, что с появлением дамбы на земле, где расположены дачи, паводковые воды стали держаться дольше. А вот на краю с коттеджами, наоборот, резко сократилось поступление воды.
Сегодня здесь говорят и о том, что у проселка были светлые перспективы развития. Люди активно брали участки под застройку, но после потопа 2017 года махнули на эту затею.
Предложение дачников – признать их строения жильем. А дачный сектор, давно сросшийся с жилым, наконец-то юридически включить в состав села.
А пока здесь именно дачники борются с последствиями паводка, воды становится меньше, но от этого не легче.
– Чтобы отремонтировать дом, мне нужно не меньше полумиллиона тенге. Живем с огорода. Продаем овощи, ягоды. Теперь только к июню сможем грядки посадить. А деревья могут и погибнуть, – разводит руками дачник Владимир.
И рассчитывать в этой беде, похоже, людям стоит только на себя. В акимате Петропавловска “КАРАВАНУ” сообщили, что от государства пострадавшим от паводка дачникам помощь не предусмотрена. Практика потопов показывает – казна помогает только тем, чьи дома официально считаются жильем.
ПЕТРОПАВЛОВСК