– 25 – срок верности семье и жанру. Скажите, как вам удалось это сохранить?
– Двадцать пять лет, конечно, срок, если речь идет о каторге. Но наш случай – это жизнь, наполненная общими интересами, совместным сочинительством, концертами… Двадцать пять лет пролетели быстро. И с верностью проблем не было, это для нас обычное дело. Такое у нас с Вадимом устройство личности. Нам необходимо жить в полном доверии, чтобы чувствовать себя гармонично, сочинять, радоваться. Верность песне основана на том же. “Песенное дело – дело чести, это на дистанции виднее”, – сказал замечательный поэт Дмитрий Сухарев. На дистанции в четверть века действительно видно – какой человек в жизни, такой и в песне.
– Как распределяются роли в вашем творческом союзе на сцене и в семье?
– На сцене мне приходится стоять впереди, перед микрофоном, петь и говорить, общаться со зрителями. Вадим играет на гитаре и руководит действием как режиссер концерта. Это видимая часть айсберга, а невидимая – сочинение песен. В основном я пишу стихи, Вадим – музыку. Иногда я сочиняю музыку, а Вадим – песни. Как у авторов, у нас полное взаимодействие и паритет. В остальном – аранжировки, репетиции, запись песен, съемки концертов – все делает Вадим. Так что я отвечаю за вербальную и идейную часть, муж – за музыкальную и организационную.
– В чем вам помогло творчество?
– Песня помогает человеку, это еще советские идеологи верно подметили. Но помогает по-разному. Одно дело слушать, другое – петь, а третье – сочинять. Авторские песни – вообще отдельная история. Поющему поэту песня помогает понять себя и выразить это. И через это рассказать людям об их переживаниях. Не всем ведь дано “высказать и не высказать все, что на сердце…”. Видите, пришлось цитировать песню. Именно поэтические строки могут выразить мысли кратко и точно. В этом мне песенное дело помогает. И еще – чувствовать саму жизнь.
– Ольга, кто ваш слушатель сегодня? Те же ребята, что пели у костра много лет назад, или есть молодые поклонники?
– Наш слушатель – это культурный современный человек, любящий поэзию и музыку. Что он делал 25 лет назад, не имеет значения. Может, сидел у костра, а может, как и мы, он далек от туристических походов и этих костров. У меня есть даже статистика, кто слушает наши песни в Интернете, это легко посмотреть. Основная аудитория тогда училась в школе и институте. Но есть интересная динамика – добавляется молодежь. Сейчас 25 процентов наших слушателей – от 13 до 24 лет. Причем равное количество мужчин и женщин, думаю, что это обусловлено именно тем, что мы с Вадимом на равных участвуем в творческом процессе.
– Чем, кроме творчества, заполнена ваша жизнь?
– Если без творчества – то это разве жизнь? Нам, слава Богу, удается применять наши креативность, фантазию, стремление к результатам в разных сферах. Вадим работает в рекламе уже много лет, снял почти тысячу рекламных роликов, продюсировал наши альбомы и авторские CD. Я пишу стихи, рассказы, сказки, сценарии, иногда создаю рекламу, рисую… Образовали телевизионный интернет-канал “Бардсаммит” с круглосуточной трансляцией авторских песен. Сегодня в нем можно увидеть около пятидесяти представителей песенного жанра из разных стран. Приглашают в жюри на песенные фестивали, этим летом, например, были в Питере на международном фестивале, в Самаре – на знаменитой Грушинке, ездили в Польшу. Выступаем с концертами, побывали в странах ближнего и дальнего зарубежья – от Якутска до Барселоны, от Дудинки до Тель-Авива. В Алматы выступаем, правда, не чаще одного раза в год. В прошлом декабре в большом зале консерватории представляли новую книгу песен и альбом “Голос из Интернета”. И 5 декабря в Казахконцерте покажем новую юбилейную программу.
– Для вас авторская песня – образ жизни или просто жанр?
– Что касается этого, то мы занимаемся песней, в которой музыкальная и исполнительская составляющие так же важны, как и поэтическая. Этим жанром занимаются немногие, в основном песни под гитару очень непритязательны. А когда есть претензии, как у нас, постоянно идет внутренняя работа. У меня в голове крутятся строки и темы, копятся впечатления, откладываются в памяти эмоции. Вадиму постоянно снится музыка. Мы настроены на песенную волну. Что же касается образа жизни, то мы никогда не участвуем в тусовках, практически не поем во время застолий. Как говорил Высоцкий: “Я не бард, не менестрель, я сам по себе…”.
– Какое событие вы можете назвать самым значительным в жизни?
– У меня – это первая песня, которая сочинялась с небывалым до этого вдохновением. Казалось, песня спустилась с небес. Я записывала строки, будто за моей спиной кто-то стоял и вел мою руку. Еще это – фестиваль на “Медео” в 80-м году, тогда я, еще начинающий автор, впервые вышла на большую аудиторию со своими песнями. Была такая эмоциональная ответная волна от зрителей, что я наполнилась любовью на годы вперед.
– Какие новые творческие горизонты вы для себя наметили?
– Работать – это и старый, и новый горизонты. В планах – два новых альбома, гастроли в США, фестиваль в Болгарии, большой концерт в Алматы весной следующего года с участием поющих друзей из разных стран. Совместно с Олегом Митяевым мы задумали интересный проект, он должен иметь большой резонанс в Казахстане.