Споттинг – официальное название особого хобби, суть которого – наблюдать за самолетами, вести их реестры и, конечно же, фотографировать. Этим увлекаются тысячи людей по всему миру. В окрестностях аэропортов собираются те, кто испытывает особую любовь к самолетам.
В Казахстане такое необычное хобби стало распространяться в начале 2000-х. Сегодня уже никого не удивишь таким увлечением, как фотографирование. Каждый третий приобрел профессиональный фотоаппарат, каждый второй – фотограф. И началось общественное щелканье природы, лиц и кошек. А вот увидеть фотографии с самолетом – приземляющимся, взлетающим или летящим в небе или над горами – большая редкость. Такая же редкость, как и встретить авиаспоттера. Но все же они у нас есть. И даже в поддержку любимого увлечения открыли свой клуб.
– В 2007 году я создал клуб, где ребята, увлеченные одним хобби, делятся друг с другом, а также с общественностью фотографиями, – рассказывает основатель алматинского споттинг-клуба Александр ПАТРУШЕВ. – Когда я только начал увлекаться авиационной фотографией, думал, что один такой у нас. Создал тематический форум, на котором стали объявляться новые увлеченные небом. Так родилась идея создания клуба, чтобы популяризировать споттинг в Казахстане. Сейчас это уже приобретает массовый характер. Только в нашем клубе около 30 участников. У нас есть своя страница в Facebook, группа любителей авиации Казахстана, в которой уже сейчас более 200 участников. Споттингом увлекаются самые разные люди независимо от возраста, пола, семейного и социального статуса! Энергетики и банкиры, слесари и предприниматели. Также есть ребята в Астане, Актау, Уральске и Шымкенте…
Аэропорт, вернее, его окрестности – основное место встречи всех авиаспоттеров. Проход на саму территорию, естественно, ограничен. Хотя во многих аэропортах мира уже давно созданы специальные смотровые площадки с открытым доступом.
– Отсутствие понимания со стороны аэропортов – это основная наша проблема, особенно со службами безопасности, – объясняет Александр. – Хотя во всем мире у этого увлечения есть поддержка, для этого оборудованы специальные удобные площадки, откуда весь аэропорт как на ладони. У нас пока поддержка заметна только со стороны авиакомпаний, они всячески приветствуют наше увлечение, предупреждают нас, когда у них появляются новые модели самолетов. В прошлом году одна казахстанская авиакомпания организовала для нас доступ в аэропорт, когда прибыл их первый "Эмбраер" (региональный реактивный самолет средней вместимости – E-190. – Прим. автора), другая наша компания пригласила на открытие первого рейса под новым брендом. Голландская авиакомпания предупредила нас о прилете необычного Boeing 747 Combi (оригинальность в том, что салон разделен на пассажирскую часть и грузовую). Так что можно сказать, что мы находим друзей в лице авиакомпаний!
Многие не понимают, зачем ехать в аэропорт, если можно сфотографировать самолет, стоя на балконе. Но ни с балкона, ни с любой другой точки в городе не увидишь самолет так близко, не почувствуешь его “дыхание”, не ощутишь тот трепет, когда он пролетает прямо над твоей головой, и не станешь свидетелем его приземления.
– Наша задача – не просто сфотографировать летящий самолет, мы стараемся заснять его с разных ракурсов, как он взлетает, приземляется, чтобы были видны бортовые номера, – продолжает Александр. – Кто-то ведет реестр самолетов авиакомпаний, отслеживает историю определенных самолетов, кто-то снимает только борта советского авиапрома. Многие из нас неплохо разбираются в типах самолетов. Потом мы выбираем самые красивые или редкие снимки и делимся ими с друзьями и коллегами по увлечению на крупнейших международных сайтах по этой тематике. Кстати, кто-то думает, что это некое новое увлечение, никому не известное в прошлом веке. На самом деле это не так. Оно зародилось еще в годы Второй мировой войны в Британии, где гражданское население учили наблюдать и опознавать самолеты, сообщать о них противовоздушной обороне. Позднее это хобби распространилось по всему миру и приняло более миролюбивую форму. Во время холодной войны споттинг был особенно популярен на Западе. Невероятной удачей считалась возможность сфотографировать советский самолет в небе, так как в СССР съемка аэропортов и самолетов была категорически запрещена.
На первый взгляд кажется, что это увлечение ненадолго – так, на пару месяцев. Нащелкал хорошие снимки, и хватит. Меняется природа, люди, а самолеты ведь почти все одинаковы, а значит, и картинки особо ничем не отличаются. Но так думает тот, кто просто не разбирается в этом.
– Ради необычных моделей мы можем и в шесть, и даже в четыре утра собраться у аэропорта, – с восторгом делится Александр. – Не так давно мы в четыре утра уже были на месте, караулили вылет “Мрии” – Ан-225 – самого большого грузового самолета в мире! Но он вылетел только в шесть утра, все это время мы терпеливо ждали и смогли снять его с разных точек и в разных ракурсах. Долго гонялись за самолетом турецкой авиакомпании, он в необычной раскраске – на борту наклеены фотографии всех 30 тысяч работников авиакомпании. Также многое зависит от погоды. После дождя, когда выходит солнце, или после обеда фото получаются просто шикарными.
– Я думаю, есть среди нас те, кто хотел стать летчиком или диспетчером, но что-то не срослось, не получилось, и они стали споттерами, – говорит член клуба Сергей ФРОЛОВ. – Я себя называю художником из мира авиации. Люблю запечатлевать необычные моменты: взлет редкого самолета или прилет интересных бортов. Могу спать два-три часа в сутки, но успею приехать и сфотографировать этот самолет, чего бы мне это ни стоило. Это не просто тяга… Это стиль жизни.