Наибольшее их количество насчитывается в США - 288. Затем следуют Израиль - 62, Франция - 56, Великобритания - 45 и Россия - 35.
Беспилотные авиационные комплексы нужны для различных сфер. К примеру, "летающие роботы" могут вести экологические мониторинги, совершать облет границ, делать фотокарты и многое другое.
"Летающие роботы" над просторами Казахстана?
Не секрет - нашей стране удалось сохранить интеллектуальный, научный потенциал, накопленный в советское время, но самих производств не осталось. Тем не менее, один из возможных прорывов в мир высоких технологий возможен в авиационной сфере. В прошлом месяце в Алматы была презентована целевая программа по развитию беспилотной авиации в Казахстане до 2020 года.
Программа разработана в рамках концепции инновационного развития страны. Для ее реализации группа казахстанских предприятий объединила свои усилия с российской авиакорпорацией "Иркут". Объясняя проще - в стране планируется открытие производства беспилотных комплексов. Потребность в "летающих роботах" абсолютна оправдана. Запуск проекта приведет к удешевлению различных работ. В частности, охраны государственных границ, экологического мониторинга, обнаружения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Комментирует Александр Топоров, президент компании "ЯК АЛАКОН": "Мы только в начале освоения этой сферы. Но уже сейчас пользователи наших комплексов могут решать широкий круг военных, специальных и гражданских задач".
Оказывается, раньше всего беспилотников использовали в армии, их роль заключалась в повышении боеспособности Вооруженных сил. И до сих пор эта роль актуальна.
Беспилотные авиационные комплексы увеличивают эффективность управления войсками за счет мониторинга боевых действий, повышают точность ракетного и артиллерийского огня за счет точного целеуказания, выполняют разведывательные задачи без риска для жизни пилотов и дорогостоящей пилотируемой авиационной техники.
Для Казахстана с его протяженными границами беспилотные самолеты могут стать незаменимыми помощниками в охране государственной границы, а также применяться в антитеррористических операциях.
Немало для них работы и в гражданской сфере! Беспилотные комплексы могут запросто справляться с задачами охраны правопорядка, обнаружения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Также выполнять задачи охраны природных ресурсов, мониторинга объектов промышленности, энергетической и транспортной инфраструктуры, особенно трубопроводов, мониторинг сельскохозяйственных угодий.
Задачи сегодняшнего дня для частных казахстанских авиакомпаний - качественная сборка, поддержка эксплуатации, обучение специалистов-пользователей наших комплексов, качественный и доступный сервис. И уже на этот год намечено создание собственной производственной базы. По оценкам специалистов, в ближайшие пять лет доля казахстанских комплектующих может достигнуть 50-70 процентов, и тогда мы не только сможем пользоваться отечественным продуктом, но и продавать его за границу.
Небесные дороги пока закрыты
Однако в данный момент продвижению целевой программы мешает слабое законодательство. Как нам объяснили в Ассоциации сверхлегкой авиации Казахстана, необходима серьезная работа по формированию предложений в рамках законодательной базы по использованию беспилотной авиации в едином воздушном пространстве республики. Сегодня не существует никаких условий для развития этой подотрасли.
Что необходимо сделать, чтобы пока еще "закрытые" небеса стали короткой и удобной дорогой над Казахстаном? В первую очередь, в Казахстане нужны условия для своего производства. Начать стоит хотя бы с маленьких беспилотных летательных комплексов.
Комментирует президент Ассоциации сверхлегкой авиации Казахстана Умирбек Кенесбаев: "Крайне остро стоит вопрос по использованию воздушного пространства. Мы одно из редких государств, где не существует воздушного кодекса, что является главным фактором сдерживания развития воздушной авиации".
В стадии разработки находится новый закон "Об использовании воздушного пространства". Он, как считают специалисты, станет прологом для создания воздушного кодекса.
То законодательство, которое существует сейчас, даже не включает в себя понятия сверхлегкой авиации. К примеру, у нас до сих пор нет закона, который бы позволил осуществить на практике услугу авиа-такси. По некоторым данным, запрещено летать над такими крупными городами, как Алматы и Астана. Как объясняют сей факт некоторые специалисты: у нас на земле машины водить не умеют, а что будет в небе, если позволить летать частным самолетам над южной столицей?
И, по сути, получается, что нам в РК рановато говорить о реализации таких проектов...
Фото с сайта http://legion.wplus.net