Первый “заказ” в Казахстане. Убийство гендиректора “Кармета”. Как это было

Киллеры – на “Запорожце”

О том, как раскрывали это преступление, рассказывает легенда уголовного розыска полковник милиции в отставке Габдрахим Мендешевич МЕНДЕШЕВ.

– В то время я был заместителем начальника управления уголовного розыска МВД Казахстана, – пояснил он. – Об убийстве гендиректора “Кармета” мне сообщил оперативный дежурный МВД.

В 9 часов утра 28 декабря 1992 года “Волга” Свичинского подъехала к зданию, он вышел и направился к дверям. Тут из стоявшего неподалеку “Запорожца” выскочил высокий мужчина и устремился следом за гендиректором. Вбежав в фойе, незнакомец вдруг выхватил из-за пояса обрез и выстрелил Свичинскому в затылок. Затем кинулся к “Запорожцу”, сел на переднее сиденье, и машина скрылась в ближайшем переулке.

– Помнится, странный выбор авто вызвал у меня недоумение, – говорит полковник Мендешев. – Ведь “Запорожец” никогда не отличался ни скоростью, ни надежностью. Видимо, преступники не имели времени для выбора более подходящей машины, и, значит, сами они не местные, а “заказ” готовили второпях.

Впоследствии моя догадка полностью подтвердилась.

Досье “Каравана”

Завод был заложен осенью 1950 года, в декабре 1957-го состоялась торжественная закладка 1-й доменной печи, а 3 июля 1960 года она уже выдала первый казахстанский чугун. Кстати, тогда предприятие называлось Карагандинский металлургический завод, а спустя 10 лет на его базе был образован металлургический комбинат, в состав которого вошли Казахский металлургический завод, Атасуйское и Южно-Топарское рудоуправления и Алексеевский доломитовый карьер. В 70-е годы прошлого века на предприятии трудились более 40 тысяч рабочих, а годовой выпуск продукции составлял свыше 2,5 миллиона тонн чугуна, 3 миллиона 116 тысяч тонн стали и 2 миллиона 670 тысяч тонн проката. После 1991 года переименован в АО “Испат Кармет”, а в январе 2005-го – в АО “Миттал Стил Темиртау”. В настоящее время численность персонала составляет более 23 тысяч человек, в год предприятие выпускает около 5,5 миллиона тонн продукции.

Подозреваются обиженные подчиненные

Получив сообщение об убийстве Свичинского, из Алма-Аты в Темиртау спецрейсом вылетели министр внутренних дел Владимир Шумов, его первый заместитель Болат Искаков, начальник экспертно-криминалистической службы, важные чины КНБ, заместитель генерального прокурора республики и Габдрахим Мендешев.

С одной стороны, присутствие руководителей этих ведомств облегчало работу оперативно-следственной группы, но с другой – высокопоставленные лица держали рядовых сотрудников в постоянном напряжении.

– Поэтому я обратился к министру Шумову и предложил создать отдельную оперативную группу, – рассказывает полковник. – Это его задело, недовольно нахмурившись, он спросил: “По-твоему, я плохо руковожу?”. Я ответил, что операм просто нужна привычная атмосфера, ведь они не привыкли каждый день общаться с министрами и генеральными прокурорами. Подумав, Шумов предложил мне выбрать 20 человек и приступать к работе. В группу я включил сотрудников ГОВД Темиртау, оперативников ГУВД Карагандинской области и специалистов из МВД.

Сотрудники КНБ проверяли, не является ли заказ актом саботажа, а мы проверяли, не имел ли Свичинский личных врагов. Вскоре выяснилось, что примерно с полгода назад водитель “Кармета” Виктор СУРОВ, выпивая с коллегами, ругал Свичинского и обещал с ним расправиться. Суров был персональным шофером начальника цеха Бориса ТИМОФЕЕВА, который при прежнем директоре Олеге СОСКОВЦЕ занимал должность заместителя генерального директора по внешнеэкономической деятельности. Свичинский понизил Тимофеева до начальника цеха, и тот не только потерял в зарплате, но и утратил влияние. Кстати, его водитель Суров тоже потерял в деньгах.

Получалось, что мотив к убийству Свичинского был у двух человек.

Литовский след

Изучая окружение Сурова, следственно-оперативная группа вышла на двух литовцев, регулярно навещавших того в Темиртау. Приезжали они и незадолго до убийства.

МВД Казахстана направило на обоих запрос в Вильнюс с просьбой выяснить их местонахождение, но ответа так и не дождалось. Пришлось искать неформальные каналы. Друзья в Москве подсказали, что с литовцами поддерживают хороший контакт белорусы, и минские коллеги согласились помочь без лишних разговоров. Оба подозреваемых оказались ранее судимыми, 33-летний Юозас МИКЕНАС – за кражу, а 42-летний Альгирдас ЗАБЮЛЕНАС – за грабеж, кражи и угон автотранспорта.

После задержания Сурова в подвале его дома оперативники нашли разобранный обрез, а в гараже – “Запорожец” без документов.

Ночью в камере Суров расплел шерстяные носки и попытался повеситься, но ему помешали. Как выяснилось, он боялся расстрельного приговора.

Полковнику Мендешеву несколько часов пришлось уговаривать Сурова “расколоться”, убеждая, что исключительная мера наказания ему не грозит. После этого водитель начал давать показания.

Убийцами Свичинского оказались литовцы, а в роли заказчиков выступили Тимофеев и начальник внешнеэкономического отдела Чернов.

– Выяснилось, что “Кармет” длительное время был кормушкой для прежнего руководства, и в результате долг предприятия перевалил за 300 миллионов долларов США! – продолжает Мендешев. – Сумму обнародовали в 1995 году. Махинации начались еще при Сосковце, когда же вновь назначенный на должность Свичинский попытался навести порядок, его застрелили.

За убийство Тимофеев и Чернов пообещали литовцам по 3 тысячи долларов каждому и по автомобилю “Жигули”.

Исполнители за 50 долларов купили охотничье ружье, отпилили ствол и приклад, а накануне убийства угнали “Запорожец”. Деньги – 6 тысяч долларов – литовцы взяли в качестве предоплаты, а за “Жигулями” пообещали приехать через полгода. Выполнив заказ, они оставили “Запорожец” и обрез у Сурова, а сами уехали в Литву. Но у водителя не хватило ума избавиться от улик. Чернова арестовали сразу, но с Тимофеевым пришлось изрядно повозиться: тот оказался депутатом.

Две “вышки” и три срока

На задержание убийц в Литву выехала группа из представителей МВД и КНБ во главе с заместителем генерального прокурора Александром БУКСМАНОМ.

За Юозаса Микенаса, который проживал в городке Вилкавишкис, в 180 километрах от Вильнюса, неожиданно вступился генеральный прокурор Литвы Артурас ПАУЛАУСКАС. Он заявил, что Литва не выдаст своих граждан, даже если они совершили преступления. Пришлось предъявить ему копии материалов уголовного дела, ознакомившись с которыми Паулаускас поручил следственному управлению возбудить уголовное дело по факту убийства Свичинского.

Вместе с гостями к Микенасу отправились литовские полисмены. Задержание прошло без эксцессов, но обыск дома ничего не дал, а подозреваемый все отрицал. “Сломать” преступника помогли письменные показания Сурова. Прочитав их, Юозас сник и сказал, что в момент убийства он сидел за рулем “Запорожца” а стрелял Альгирдас Забюленас.

Забюленаса литовские полисмены задержали лишь месяц спустя в Каунасе.

Вскоре после возвращения казахстанцев из Вильнюса в Темиртау прибыл следователь литовской прокуратуры. Ему дали возможность ознакомиться со всеми материалами по делу и допросить Сурова, Тимофеева и Чернова.

Затем из Караганды обвиняемых перевезли в Алма-Ату, а уголовное дело передали в генеральную прокуратуру Казахстана.

Через три месяца состоялись два судебных заседания, первое в Казахстане, а второе в Литве. Приговоры за убийство Александра Свичинского обе стороны вынесли одинаково суровые. Заказчика убийства Бориса Тимофеева и киллера Альгирдаса Забюленаса суд приговорил к исключительной мере наказания – расстрелу. Юозас Микенас и Михаил Чернов отправились за решетку на 10 и 12 лет соответственно, а водитель Тимофеева Виктор Суров отделался 5 годами лишения свободы. Министр промышленности Казахстана Саламатин дал указание новому генеральному директору Карагандинского металлургического комбината поощрить группу следователей, раскрывших это убийство.

“Кармет” приобрел по бартеру несколько “Ваз-2107”. Пять автомобилей распределили в МВД, КНБ, генеральную прокуратуру, Карагандинское ГУВД и ГОВД Темиртау. Одна машина досталась полковнику Мендешеву, не бесплатно, конечно, но по себестоимости.

Алматы