Первый сель мы уже миновали. Дальше будет страшнее?

Мегаполис и близлежащие населенные пункты находятся в зоне повышенного риска селя – это всем известно. Но что делается, чтобы угрозу предотвратить?

В конце минувшей недели стихия нанесла удар – огромная селевая масса с валунами выше человеческого роста обрушилась с гор, направляясь к Талгару – городу с населением около 50 тысяч человек.

Люди слышали, как дрожала земля, те, чьи дома находятся в устье реки, в спешке покидали свои жилища. В этот раз “черного дракона” смогла остановить плотина. Старенькая. Построенная еще в советские времена.

Никто не дает гарантии, что она выдержит более мощный удар.

Район происшествия оцеплен, к завалам никого не пускают. Мы отправились к плотине, но дорогу преградили сотрудники местного РОВД. Пришлось вернуться в город и изрядно помотаться по кабинетам, чтобы получить разрешение на въезд. В сопровождении сотрудника местного акимата мы проехали в зону бедствия.

Дорогу уже частично расчистили, но в некоторых местах завалы достигают  трех метров. Под камнями и кучами грязи – покореженная автомашина. Люди говорят, что в этих местах завалило пять машин, водители и пассажиры спаслись, успели подняться на гору.

Мощь стихии ужасает – похоже, огромные валуны летели как пушинки.

Работы по расчистке завалов идут круглосуточно. Но даже при таком темпе потребуется не меньше месяца, чтобы восстановить дорогу.

– Тут 4 километра завалило селевой массой. Что касается ущерба, то мы сейчас объясняем людям: надо предоставить документы на имущество. Будем думать – сможем ли мы решить вопрос своими силами или придется запрашивать помощь у республиканского бюджета, – говорит замакима Талгарского района Дарменияр КЫДЫРБЕКУЛЫ.

Информация о сходе селя поступила местным властям в 12 часов дня, за два часа до происшествия. У “Казселезащиты” пост в горах, оттуда и сообщили. Сель был не совсем обычным: прорыва как такового не было, вода ушла вниз, под землю, и вышла только через полтора километра.

– На сегодняшний день ситуация стабильна, угрозы нового селевого паводка нет, – уверяют чиновники.

Но не столь оптимистичны в прогнозах специалисты по селям. Вместе с нами к месту разгула стихии отправился ведущий научный сотрудник “Казгидромета”. Он считает, что этот сель – только предупреждение.

Если не принять неотложных мер, страшная катастрофа неминуема.

Что нас может ждать? Этот вопрос мы задали ведущему научному сотруднику “Казгидромета”, более сорока лет изучающему сели, Борису СТЕПАНОВУ.

Вместе с экспертом мы прошли вдоль устья реки, где спустился сель. Ученый не исключает, что ситуация может повториться. Под угрозой не только Талгар, но и Алматы. Ведь та же схема возникновения селя может быть на ледниках, которые зависают над мегаполисом.

– Еще в мае на космических снимках было видно, что заполнено ледниковое озеро над Талгаром, и это должно было насторожить, – говорит ученый. – По информации сотрудников МЧС, у этого селя другой источник. А значит, угроза сохраняется.

Последний мощный сель здесь, в Талгаре, прошел в 1993 году, ущерб был огромный. Ледниковое озеро наполнялось, но опасность проглядели, хотя и на вертолете облет совершали. Особенность селей в этом районе в том, что местная морена, на которой лежат ледниковые озера, очень увлажненная, подвижная, в результате возникают огромные селевые массы.

– Но плотина остановила сель…

– Существующей в Талгаре плотины недостаточно, чтобы защитить город. Ее объем – всего 8 миллионов кубометров, а угроза в разы больше.

В советские времена ее построили на столько, сколько дали денег. То есть был очень странный расчет.

– “КАРАВАН” уже не раз писал о тревожной ситуации с ледниковыми озерами, расположенными прямо над Алматы. Какова сейчас там обстановка?

– Ситуация очень напряженная. Я считаю, что хватит уже изображать деятельность на озере № 6, его надо срочно опорожнять. Там после шума, поднятого вами, а потом и другими изданиями, когда речь шла о катастрофической угрозе городу, поставили сифоны. Уровень озера понизили, и сифоны отключились. Неделю назад я был на озере, оно заполнилось снова, значительно превысив критически допустимый уровень. Вода уже переливается через гребень плотины. Пока же алматинцев от разрушительного селя спасает… чудо. Размывалась перемычка озера, и в результате со склонов слетели огромные валуны, которые создали естественную преграду. Природа позаботилась о спасении города, а люди пока нет. Мы видим, что озеро № 6 уже опорожняется через подземные каналы. Там есть следы, свидетельствующие о том, что под землю уходят большие объемы воды. И где они выйдут наружу – никто не знает.

– Есть и другие угрозы мегаполису. Специалистов тревожит и озеро № 13…

– Да, Алматы угрожает озеро на Кумбеле. Еще в прошлом году объем его был около 150 тысяч кубометров, а это в два раза больше, чем в 1973 году, когда озеро переполнилось и возник мощный сель, погибли люди. Сегодня на этом ледниковом озере тоже идет видимость работы, но канал может прорваться в любое время. Где гарантия, что не произойдет катастрофа?

– Неужели так трудно ликвидировать угрозу?

– Дело в том, что еще с давних времен работа построена странным образом. Чиновники готовы тратить деньги на ликвидацию последствий, а не на предотвращение трагедий. Если бы в 1997 году, когда “Селезащита” опорожняла озеро № 6, послушали нас, ученых, сегодня бы уже не было этой угрозы. А так уже 14 лет тратятся деньги из бюджета, а толку никакого.

– Алматинцы надеются, что их защитит плотина Медеу…

– Потенциально возможный объем селя от разных источников в районе над Алматы – 30 миллионов кубометров, это в три раза больше, чем объем, который может вместить селехранилище на Медеу.

Если прорвется озеро № 6, то плотина, скорее всего, сможет сдержать селевую массу, но при этом она заполнится, и город останется без защиты. А в горах еще несколько источников угрозы. И никто не знает, что делать после заполнения плотины, – таких проектов нет.

На этой неделе аким Алматы Ахметжан Есимов совершил облет на вертолете урочища Медеу. Акиму доложили о состоянии озер № 6 и № 13, и он дал поручение усилить за ними контроль.