По мнению руководства компании, проект "Курмангазы" является "первым шагом в создании морской нефтегазовой отрасли республики".
В соответствии с законодательством РК, до начала проведения любых нефтяных операций необходимо выполнить оценку их воздействия на окружающую среду (ОВОС). Обязательной процедурой, предусмотренной государственной экологической экспертизой ОВОС, являются общественные слушания, которые должны проводиться "с целью апробации технических проектов и учета общественного мнения при их реализации, а также предложений и рекомендаций местных административных, производственных и научных организаций".
Недавно подобные слушания прошли в Актау и Атырау. Их основной задачей было "ознакомление общественности Мангистауской и Атырауской областей с информацией о проекте "Курмангазы", его статусе, программе работ", а также планируемом в текущем году разведочном бурении на одноименной структуре.
По мнению организаторов, слушания стали "одним из важных этапов развития проекта "Курмангазы", являющегося частью программы освоения углеводородных ресурсов казахстанского шельфа Каспия".
Структура Курмангазы расположена в центральной части акватории Северного Каспия, между месторождениями имени Юрия Корчагина (Широтное) и Каламкас - море, на морском продолжении Бузачинского поднятия, у срединной линии моря и граничит с акваторией, подпадающей под юрисдикцию РФ.
Курмангазы (ранее Кулалинская) была выявлена работами треста "Каспморнефтегеофизразведка" (Баку) по результатам сейсморазведочных работ 1983-1988 годов. Дальнейшее бурение разведочной скважины на структуре Кулалинская не производилось, в связи с существовавшим в советское время запретом на ведение буровых работ на Северном Каспии.
Еще в 1974 году постановлением Совета Министров КазССР, с целью сохранения биоресурсов экосистемы, акватория восточной части Северного Каспия, включая дельты Волги и Урала, была объявлена заповедной зоной с особым статусом и режимом охраны.
В течение последних нескольких лет в российской части Каспийского шельфа были открыты нефтегазовые месторождения Хвалынское, Ракушечное и имени Юрия Корчагина (Широтное). Эти события способствовали активизации деятельности по определению статуса Каспийского моря и срединной линии по дну моря между Россией и Казахстаном, в том числе и на участках, находящихся на спорных территориях - на границе государств или вблизи ее.
13 мая прошлого года Казахстан и Россия подписали протокол к Межгосударственному Соглашению о разграничении дна северной части Каспия, подписанному 6 июля 1998 года в Москве. В документе, как известно, определено, что структура Курмангазы находится под юрисдикцией РК, а газоконденсатное месторождение Хвалынское и перспективная структура Центральная - под юрисдикцией РФ.
Месяц спустя, на основании данного протокола вышло постановление казахстанского правительства от 13 июня 2002 года за номером 637а, по которому уполномоченной организацией по проекту "Курмангазы" со стороны Казахстана была назначена нацкомпания "КазМунайГаз". Затем, распоряжением правительства РФ от 25 июля 2002 года №1026-р, была определена уполномоченная организация и со стороны РФ. Ею стала компания "Роснефть".
Уже в декабре 2002 года соглашение по срединной линии было ратифицировано парламентом Казахстана. В том же месяце президент Владимир Путин в соответствии с пунктом г статьи 84 Конституции РФ внес документ на ратификацию в Государственную Думу.
В течение последних лет АО "Казахстанкаспийшельф" и национальная компания "КазахОйл" (с 2002 года - "КазМунайГаз") продолжили изучение геологического строения и перспектив нефтегазоносности структуры Курмангазы. По официальной информации, "при этом несколько расширились ее размеры и амплитуда, что позволило увеличить перспективные ресурсы извлекаемых углеводородов и включить в разряд перспективных меловой комплекс". Одновременно "ЛУКОЙЛ" и "Каспийская нефтяная компания" проводили морские сейсморазведочные работы, в том числе и на западной части структуры Курмангазы. Также были проведены подготовительные работы к бурению разведочной скважины.
В результате этих исследований были определены суммарные перспективные геологические ресурсы углеводородов структуры, которые составляют 6,2 млрд. тонн условного топлива, в том числе по юрскому - 3,9 млрд. тонн, по меловому комплексу - 2,3 млрд. тонн.
Сегодня в рамках проекта разворачивается довольно интенсивная деятельность по решению многочисленных организационных и финансовых вопросов. К настоящему времени уже проведены конкурсы по выбору бурового подрядчика и проведению сопутствующих работ в соответствии с законом Казахстана "О государственных закупках". В данный момент уполномоченные организации по проекту "КазМунайГаз" и "Роснефть" завершают работу по подготовке двух основных документов - Соглашения о разделе продукции (СРП) и Соглашения о совместной деятельности (ССД). В течение 2003 года компании намерены провести переговоры с компетентным органом Республики Казахстан и подписать контракт на недропользование, а до этого должно быть подписано упомянутое ССД, в котором будут определены права и обязательства сторон при реализации проекта.
Специалисты считают, что в процессе подготовки и реализации разведочного этапа проекта "Курмангазы" необходимо будет учесть множество специфических условий. Среди них называют существующие природоохранные требования для Северного Каспия, расположение структуры в замерзающей части моря и ограничение сезона разведочных работ по времени, относительно небольшую глубину воды на площади работ (4-6 метров), требующую проектирования и применения специальных плавучих средств, а в будущем и надводных и подводных технических сооружений, ограниченное число доступных на Каспии плавучих буровых установок для условий мелководья, а также слабое развитие морской и береговой инфраструктуры.
Эти обстоятельства в значительной степени определяют проблемы, стоящие перед компаниями в сфере экологии. Результаты проведенных исследований показывают, что основными объектами воздействия при реализации проекта будут атмосфера, морское дно, донные отложения, физические и химические свойства морской воды, фито- и зоопланктон, донные организмы, ихтиофауна, водная растительность и, в меньшей мере, птицы и тюлени.
В Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспия подчеркивается, что, по оценкам специалистов, "в настоящее время Каспийское море находится в критическом состоянии по ряду параметров, определяющих биологическую продуктивность".
Для обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, программой определяются поэтапные мероприятия на 2003 - 2015 годы. Как наиболее важные, из них выделяются следующие: совершенствование нормативной правовой базы, восстановление деградированных водных и прибрежных экосистем, создание механизмов для сохранения и сбалансированного использования биологических ресурсов моря и прибрежной зоны, повышение информированности населения об экологической ситуации и обеспечение доступа общественности к принятию решений (участие в подготовке ОВОС, общественных слушаниях и т.д.) и другое.
Участники проекта заявляют, что "намерены проводить нефтяные операции в соответствии с высочайшими мировыми стандартами в области экологии и существующим законодательством РК". Ранее, "с целью своевременной подготовки к проведению морских поисково-разведочных работ", "КазахОйлом" (1998 г.) и "КазМунайГазом" (2002 г.) здесь были проведены фоновые экологические исследования. Для этого ТОО "Консалтинговый центр "НЕДРА" подготовило отчет по оценке воздействия на окружающую среду бурения разведочных скважин №1 и №2 (в соответствии с минимальными обязательствами по СРП, необходимо выполнить рабочую программу по бурению двух независимых разведочных скважин глубиной 2000 и 1300 метров).
Бурить скважины будут самоподъемной буровой установкой "Астра" и полупогружной установкой "Исполин". Эту работу будут осуществлять компания "ЛУКОЙЛ - шельф ЛТД" и ЗАО "Дальневосточная морская компания". Ожидается, что период бурения составит 78 суток для скважины №1 и 65 суток - для №2. Он определен в соответствии со "Специальными экологическими требованиями в Государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря", утвержденными постановлением правительства республики от 31.07.1999г. №1087.
Предполагается, что с бурением этих скважин будут вскрыты отложения мезозойского комплекса. В настоящее время имеются "достаточно качественно интерпретированные геолого-геофизические материалы", позволяющие контролировать "геологические осложнения при бурении и вскрытии продуктивных пластов". Скважины должны дать окончательный ответ на вопрос о нефтегазоносности структуры по юрско-меловому комплексу отложений, а также, вероятно, и по триасовому комплексу.
Бурение первых разведочных скважин на структуре планируется осуществить уже в текущем году: ориентировочная дата начала этих работ определена на первое октября. Однако, в связи с существующими сезонными экологическими ограничениями и возможной неготовностью буровых установок, эти работы могут быть перенесены на 2004 год. В этом случае предусматривается проведение до конца этого года профильных сейсморазведочных исследований в объеме до 1000 погонных километров с целью детального изучения геологического строения структуры. Затем, по информации руководства ЗАО "Морская национальная компания "КазМунайТениз", при "получении положительных результатов опробования разведочных скважин" в 2004-2006 годах будет проведен оценочный этап работ, который будет включать "трехмерные сейсморазведочные исследования, бурение и опробование ряда оценочных скважин".
Разработчики проекта убеждены в том, что "указанные нефтяные операции будут сопровождаться ОВОС и работами по экологическому мониторингу, строгому выполнению намеченных природоохранных мероприятий, а также принятием всех мер по предупреждению возникновения чрезвычайных или аварийных ситуаций".
Определенные базовые условия для этого должны быть созданы в ходе реализации госпрограммы по Каспию. В ней, в "целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты жизни граждан", указывается на необходимость принятия ряда первоочередных мер. В их числе - пересмотр и дополнение "Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан", создание государственного учреждения "Специализированный морской аварийно-спасательный отряд", формирование полка гражданской обороны в Западном регионе, расширение межгосударственного сотрудничества в области научно-технических исследований и др.