Астанчане и гости города сегодня могут лично испробовать совместное творение мирового лидера в автобусостроении – корпорации «Хайгер» и казахстанского научно-производственного холдинга «Парасат»: к услугам посетителей выставки – бесплатный маршрут на электроавтобусах казахстанской сборки. Он проходит мимо Байтерека, объектов ЭКСПО и ряда достопримечательностей Астаны до «Зеленого квартала». Этот маршрут не просто стал приятным сюрпризом для гостей выставки. Самое главное – он наглядно демонстрирует «зелёные» технологии Казахстана, которые уже работают, сообщает блог open QAZAQSTAN со ссылкой на yvision.kz.
В чем инновации Quazar?
В машинах «Хайгер Квазар», выпускающихся на новом заводе в Алматы, используются наиболее передовые мировые решения. Так, заряда литий-титанатных батарей электробусу хватает на 70 километров пути, что позволяет водителю три раза преодолеть средний городской маршрут без подзарядки.
На первый взгляд маловато и есть масса решений которые позволяют проезжать куда большие расстояние и 200 и 300километров. Однако уникальность заключается в том, что сама подзарядка занимает всего 8 минут – а это как раз то время когда идет уборка салона на конечной остановке. Таким образом автобус может курсировать по маршруту непрерывно без необходимости заезжать на зарядную станцию на несколько часов. Скоростная зарядка – новейшая разработка «Хайгера», конкурировать с которой пока не в состоянии может ни один другой производитель аналогичных систем в мире. В среднем аналогичные системы других производителей при сопоставимом запасе хода (70 – 100 километров) требуют от 2 до 8 часов для восстановления энергозапаса и взачастую они неэфективны при минусовых температурах.
Над производством электробусов нового поколения казахстанские учёные работают совместно с китайскими специалистами. Благодаря разработкам холдинга «Парасат» был внедрён обширный комплекс решений, позволивших адаптировать «Квазары» к работе в условиях резко континентального климата нашей страны – с её суровыми зимами и жарким летом. Сборочное предприятие работает в Алматы. Пока ещё, конечно, не все комплектующие производятся в нашей стране, но разработчики обещают, что электробусы со стопроцентным казахстанским содержанием появятся на улицах республики уже через несколько лет. На заводе будет локализовано всё, вплоть до производства двигателей и самих литий-титанатных батарей.
В Астане в рамках пилотного проекта были запущены два электробуса «Хайгер». Бесплатно они будут работать вплоть до окончания международной выставки ЭКСПО. Один такой электробус сейчас стоит около 200 тыс. долларов, при этом стоимость его эксплуатации в разы ниже по сравнению с дизельным за счет экономии на заправке и обслуживании. Так, при стоимости дневной заправки дизельного автобуса в 30-40 тыс. тенге дневная зарядка электробуса обойдётся всего в 3-4 тыс. тенге – в десять раз дешевле. К тому же, здесь не нужно менять масло, обслуживать и ремонтировать дизель – электропривод «Квазаров» практически вечный, его гарантированный ресурс не менее 15 лет. Также немаловажно, что компания «Higer Quazar» намерена строить всю зарядную инфраструктуру в городах абсолютно бесплатно. Это не только позволит перевести пассажирские перевозки на экологически безвредный транспорт, но и даст мощный толчок развитию частного парка электромобилей в городах Казахстана.
Белорусский «VITOVT»
Между тем, на выставке представили свои электробусы другие производители из СНГ. И, действительно, всё познаётся в сравнении. Даже на самый беглый взгляд было очевидно, что казахстанские электробусы по всем статьям выигрывают у конкурентов. Так, в частности, белорусский производитель выставил на ЭКСПО свои электробусы большой пассажировместимости «VITOVT MAX ELECTRO». Электробус, работающий на системе суперконденсаторов, имеет запас хода всего около 12 километров, пройдя которые, машина требует подзаряда в течение 5 – 7 минут.
То есть, этот электробус требует установки зарядных станций не только на конечных пунктах, как у «Хайгера», но и на маршруте. А цена при этом кусается. Так, за один белорусский электробус компания «Altocom Asia» просит 524 тыс. долларов, плюс по 244 тыс. долларов за каждую зарядную станцию. Несложно подсчитать, в какую копеечку влетело бы внедрение такого решения даже для среднего казахстанского города, не говоря уже о таких мегаполисах как Алматы.
Мнения:
- Я живу в Праге, но часто путешевствую по Европе. У нас в власти активно поддерживают внедрение электротранспорта. Это ведь здоровье нации да и туристов привлекают чистые города, а для нас туризм очень важен. Например дают дотацию несколько тысяч Евро откаждому покупателя электромобиля. Скоро ожидается внедрение «Zero Emission zone» где бензиновому и дизельному транспорту будет вообще въезд запрещен. Например я видел в Барселоне электроавтобус который заряжается от контактной сети троллейбусов. Однако малый запас хода около 10-20км после заряда делает это зависимым от зарядных станций. Ваш электробус меня удивил, надеюсь у нас тоже скоро появятся такие автобусы как у вас, - говорит гость выставки Гильермо Гугенхаймер.