Роды на ней могут проходить не только в привычном горизонтальном положении, но и в вертикальном (сидя на корточках), лежа на левом боку и на четвереньках, данное положение удобно и безопасно для первородящих женщин. Что, по мнению врача, в разы уменьшает травматизм у младенцев при появлении на свет и у роженицы.
Дело всей жизни
Увидеть, как его изобретение облегчает жизнь беременным и помогает рождению новых граждан страны, Марат Сулейменов мечтает давно. Это стало делом всей его жизни. Однако до сегодняшнего дня наладить серийный выпуск кровати для родовспоможения не получалось. Большие надежды у врача-изобретателя были на 2020 год, но случился COVID. И всё же именно сейчас Марат Сулейменов как никогда близок к финишу – его умная родильная кровать сможет изменить привычный подход и увеличить безопасность родов в Казахстане.
– Беременность – начало начал, зарождение человеческой жизни. Для одних это долгожданная радость, для других – проблема номер один. Как быть, что нужно сделать и знать, чтобы родился здоровый ребенок? – размышляет Марат Сулейменов. – Сразу после окончания университета, с 2000 года, я начал интересоваться акушерскими кроватями. Когда был в родзале, видел, что беременным женщинам во время схваток тяжело забираться на Рахмановское кресло. Это родильное кресло (кровать) прослужило с начала прошлого века. В начале 70-х были введены некоторые новшества для удобства – поднималась головная часть и прочее. Но всё равно, чтобы залезть на него, ставилась табуретка. Кровать была на уровне 90 сантиметров и не опускалась. А беременным со схватками нужно было на нее лечь.
Я начал размышлять: почему бы не сделать такую кровать, чтобы она поднималась? В 2005 году первый образец профинансировали мои родители. В 2006 году, когда появилась возможность выхода в Интернет, начал изучать зарубежные кровати, экспериментировал, думал над усовершенствованием. При создании учитывал рекомендации коллег и пациенток.
Разработкой кровати Марат Сулейменов занимался параллельно со своей основной работой – порядка 20 лет он работает акушером-гинекологом. 10 лет проработал в столичном перинатальном центре № 2, еще 8 лет – в перинатальном центре № 1, еще какое-то время – в районном центре, в селе Акмол (Малиновка), замглавврача. Сейчас трудится в частной клинике в Нур-Султане.
В 2012 году врач Сулейменов за свое изобретение (унифицированная родовспомогательная кровать) на Республиканском конкурсе инновационных бизнес-планов получил 1-е место и чек. Выигранные средства пошли на создание единственного опытного образца, который был изготовлен на заводе в Алматы.
– Позже эту кровать увидели на заводе “Актюбрентген”, – продолжает Марат Маликажарович. – Они как раз думали, что нужно производить, чтобы продукция была постоянной. Кто-то из замов сказал: женщины всегда будут рожать, поэтому почему бы им не производить акушерские кровати? Однако, когда начался COVID, они выпускали рентген-аппараты, было не до моей кровати.
Именно с этим заводом связаны основные надежды изобретателя. Главная особенность его акушерской кровати в том, что она предназначена для всех участников родов: самой беременной, ее ребенка и акушера-гинеколога. Еще одно ее достоинство в том, что на ней можно рожать в разных положениях: сидя, полусидя, полулежа, на боку. Спинка наклоняется под углом 45 градусов и позволяет принимать роды при вертикальном положении роженицы. Для естественного усиления потуг есть перекладина, за которую женщина может держаться руками. Выдвижная кроватка для новорожденного оснащена искусственным обогревом и датчиком температуры. Также имеется регулируемое по высоте сиденье для акушера-гинеколога. Последние, как правило, принимают роды исключительно стоя. Сама кушетка транспортабельна, имеет 4 колеса. Она подходит и женщинам с ограниченными возможностями, так как опускается на 45 сантиметров.
– Я думаю, лучше уже не придумать. Ну разве что-то еще, может, какой-то стульчик для партнера или что-то по мелочи. Все участники родов благодаря этой кровати имеют свое место и комфортное пребывание. Я по себе знаю, что в роддоме проходит по 20–25 родов в сутки, но принять – это одно, а бывает, что необходимы ушивание и другие послеродовые манипуляции, и всё это врач делает, наклонившись или стоя на ногах. Также есть специальное место и для малыша: покормила его мама и положила рядом, он – в тепле.
Как у предков
Вертикальные роды, то есть роды, при которых положение женщины – стоя, сидя, на корточках, на четвереньках, сегодня в казахстанских медучреждениях практикуются редко. В основном родоразрешение осуществляется традиционным способом – в горизонтальном положении, то есть лежа. Хотя, если заглянуть в историю...
– Вертикальные роды были испокон века. И только где-то в XVII–XVIII веках, кажется, французский акушер-гинеколог положил женщину на спину на какую-то кушетку. Потому что так врачам было удобно производить манипуляции. А для ребенка это положение – искусственное. В среднем вес младенца – 3,5 килограмма, вес плаценты – около 1 килограмма, плюс воды и т. д. Итого – 6–7 килограммов веса, которые в горизонтальном положении сдавливают аорту. Если схватки идут продолжительное время, то ребенок сам себе перекрывает кислород. Он может родиться с признаками асфиксии или с какими-то патологиями, вплоть до гибели. А вертикальные роды снижают риск травматизма и осложнений на 30–40 процентов, идут без применения лекарственных препаратов, просто за счет положения женщины.
На моей кровати роженица находится в сидячем положении, буквально сидит на корточках. Женщине, возможно, не так комфортно, нежели лежа, но это увеличивает жизнеспособность будущего ребенка и снижает акушерские осложнения. Это положение оптимально именно для малыша. Раньше казашки натягивали аркан посреди юрты, и женщина ходила по кругу, плюс ей ставили преграды. То есть она не просто ходила, а еще и перешагивала в процессе схваток.
Чтобы усилить схватки, роженице давали жевать 3-дневное проросшее зерно, что имело действие сегодняшнего окситоцина. И когда наступал момент рождения ребенка, она сидела на корточках, держась за аркан.
С образованием КазССР и приходом советской власти постепенно начали уходить от вертикальных родов. Женщины стали рожать в горизонтальном положении. Кстати, в Cредневековье у многих европейских народов в приданое входил стульчик для родов. Известно, что русские роженицы заходили в баню, разогревались и рожали, сидя на таком стульчике, – рассказывает о своем изобретении автор.
“Made in KZ”
Марат Сулейменов предлагает к серийному производству 2 вида данной кровати – электрическую и гидравлическую. Он обещает, что стоимость их будет на порядок отличаться от зарубежных образцов. Если цена на импортный продукт – 10–12 миллионов тенге, то “мade in KZ” обойдется на 40 процентов дешевле.
– В современной медицине кровати, которая была бы безопасной и удобной для всех участников родов (роженицы, ребенка и акушера), не существует. Когда я ее патентовал, меня просили сравнить ее с чем-нибудь, а сравнивать было не с чем.
Мне советовали показать ее китайцам, они бы быстро наштамповали... Но хотелось бы, чтобы это произошло в Казахстане, на казахстанском заводе, а потом, конечно, можно лицензию продавать, уже пусть идет дальше.
Но сначала кровать должна пройти заводские испытания, то есть, допустим, ее 100 раз будут опускать и столько же поднимать, чтобы убедиться в работе механизмов. Затем необходимо провести клинические испытания. Насколько она удобна, комфортабельна, что-то сделать выше, что-то ниже и т. д. Например, испробовать на 25 женщинах, одни будут рожать на обычных кроватях и столько же – на моей. Одни будут рожать сидя, а другие – лежа. Клинические испытания были запланированы еще в прошлом году, теперь – в этом. После их проведения можно говорить о серийном выпуске.
АЛМАТЫ