ПЕРВАЯ ЛЕДИ КАЗАХСТАНА ВЫСТУПИЛА АВТОРОМ И РУКОВОДИТЕЛЕМ ПРОЕКТА ПО НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

Как передает корреспондент kz-today, год назад С.Назарбаева предложила рассмотреть возможность новых подходов в области образования. К этому шагу ее подтолкнули собственные духовные поиски и большой опыт работы с детьми. Возглавляя Фонд “Бобек”, она пришла к выводу: детям “нужны не только научные знания”, но, прежде всего “знания о доброте, о милосердии, о любви”, пояснила журналистам супруга президента. “Никакие академические знания не смогут восполнить недостаток или потерю простых человеческих ценностей, становится очевидным, что главная миссия образования – нравственно-духовное формирование человека, личности”, подчеркнула С.Назарбаева.
В ходе первого этапа проекта была разработана экспериментальная модель программы для новой дисциплины, основанная на новаторских методиках формирования личности ребенка. Она была одобрена казахстанскими и международными экспертами и рекомендована ими к экспериментальной апробации. Новый предмет получил название “Урок самопознания”.
Главной особенностью этой программы, по словам экспертов, является то, что она была разработана с учетом богатого нравственно-духовного наследия Казахстана. По сути, программа отвечает одной из главных задач образования: воспитание казахстанца, умеющего соединять свои личные ценности с национальными, общегражданскими и человеческими ценностям на благо развития общества и своей страны.
В качестве экспертов и партнеров проекта выступают опытные казахстанские специалисты в области истории, этнографии, педагогики, психологии. Поддержку проекту оказывают и зарубежные коллеги. Среди них такие известные педагоги-новаторы, как Шалва Амонашвили - зав. лабораторией гуманной педагогики Московского городского педагогического университета, Елена Кравцова – ректор российского института психологии им. Л. Выготского.
В качестве экспериментальных площадок были отобраны 10 учебных заведений: три детских сада, пять школ, два ВУЗа. В течение 2001-2002 учебного года на этих экспериментальных площадках пройдет апробация программы “Урок самопознания”.
Распространение программы на всю систему образования возможно только после обработки результатов поэтапной экспериментальной апробации новой дисциплины, с тем, чтобы учесть мнения учителей, воспитателей, родителей и детей, и доработать саму модель программы. “Такой предмет не может и не должен внедряться административным и директивным методом - таково, в первую очередь, мое убеждение”, подчеркнула С.Назарбаева.
Координатором проекта является Центрально-Азиатский Фонд системных исследований.
Проект реализуется при активной поддержке министерства образования и науки Казахстана, Академии образования им. И. Алтынсарина РК, республиканского института повышения квалификации руководящих кадров и научно-педагогических кадров системы образования (РИПК СО), департаментом образования Алматы и районными управлениями образования.