Перуашев: Мы финансируем не производство, а квазигосударственные “дочки”

Не на том экономим!

Содержание консультантов и проведение имиджевых мероприятий обходятся Казахстану дороже, чем содействие производителям. С таким заявлением выступил Азат Перуашев. Депутат недоумевает, почему затраты на бюрократическое сопровождение проектов значительно превышают суммы, выделяемые на их реализацию. В частности, министерство по инвестициям и развитию намерено в 2016 году израсходовать 3,7 миллиарда тенге по программе содействия развитию отраслей промышленности. Из этой суммы 2,3 миллиарда планируется направить на исследования, проведение PR-мероприятий, а также содержание зарубежных представительств KAZNEX INVEST. А на саму поддержку и создание новых производств заложено всего 628 миллионов тенге, то есть в 4 раза меньше.

По программе привлечения инвестиций заложено 2,6 миллиарда тенге. Но 2 миллиарда из заявленной суммы планируется потратить на проведение имиджевых мероприятий за рубежом, открытие новых представительств KAZNEX INVEST в других государствах и так далее. И лишь 590 миллионов тенге составят субсидии для приоритетных проектов, что, по информации Перуашева, составляет лишь 22 процента от всех средств на данную программу.

– А потом мы удивляемся, почему, несмотря на выделяемые по поручению главы государства огромные средства, экономика сохраняет не производительный, а потребительский характер. Просто потому, что мы финансируем не производство, а всевозможные квазигосударственные “дочки” под видом таких программ, – считает Азат Перуашев.

В приоритете индустриальных программ должен стоять именно производственный сектор, а на всяких консультантов можно направить оставшиеся средства, если таковые будут в нынешней ситуации, подчеркнул депутат.

Обращение к Нацбанку

Нацбанк тоже должен действовать, исходя из сложившейся экономической ситуации, считает лидер фракции ДПК “Ак жол”. Обуздать проценты по кредитам, обеспечить тенговую ликвидность и внятные правила игры для бизнеса в условиях плавающего курса тенге – такие требования к Нацбанку он озвучил в парламенте. Свободный курс хоть и позволил решить некоторые задачи, все же привел к инфляции, снижению кредитования, падению доверия к политике финансового регулятора. Помимо этого, считает депутат, национальная валюта подвергается периодическим спекулятивным атакам. В связи с этим он предложил Национальному банку разработать инструменты валютного хеджирования, позволяющие предпринимателям застраховаться, купив, например, резервную валюту на полгода вперед по определенному курсу. Второе предложение Перуашева – создать резерв бюджета для стабилизации отраслей, обеспечивающих налоговые поступления в ненефтяном индустриальном секторе. И третье – пересмотреть подходы Нацбанка как регулятора рынка банковских услуг.

– В условиях замедления экономики ее стимулом служат дешевые кредиты и увеличение денежного обращения. При перегреве экономики, напротив, нужно удорожание кредитов и ограничение денежной массы. Именно резкое снижение базовой ставки рефинансирования в период мирового кризиса 2008–2009 годов позволило многим странам его преодолеть. Сегодня ставки центробанков в ведущих западных и азиатских странах близки к нулю, что обеспечило переток денег из банков в реальный сектор. А в нашей стране, по примеру России, объективно находящейся в не самой лучшей ситуации, напротив, базовая ставка была резко повышена, а объем ликвидности ограничен, что привело к удорожанию кредитов, сокращению денежного оборота и нанесло, возможно, наиболее болезненный удар по бизнесу, – подчеркнул депутат.

Он призвал Нацбанк срочно выработать меры по снижению процентных ставок по кредитам и обеспечению тенговой ликвидности в условиях рецессии национальной экономики.

Астана