Окончание, начало см. здесь.
В агропроме амбиции Казахстана не менее весомы. Президентом ставится двойная задача - достичь продовольственной безопасности страны и параллельно нарастить объемы экспорта сельскохозяйственной продукции. И тому есть объективные предпосылки.
Во-первых, рост цен на сельхозпродукцию в мире спровоцировал рост цен и на казахстанском рынке. Поэтому нужно достичь такого уровня продовольственной безопасности, которая может стать сдерживающим фактором роста цен на продукты питания внутри страны.
Во-вторых, необходимо предпринять ряд мер, чтобы по мере вступления Казахстана в ВТО не потерять целую отрасль. Единственное условие сохранения агропрома - это вывод его на новую ступень. Продукция казахстанских аграриев должна стать конкурентоспособной на мировых рынках.
Президент видит две основные задачи в макроэкономической политике. Первое, это усиление влияния Агентства по финансовому надзору. Ужесточение требований в сфере финансов, по мнению президента, должно выработать иммунитет казахстанской финансовой системы перед глобальными кризисами мировой финансовой системы. При этом президент полагает, что часть рисков должны на себя взять коммерческие банки второго уровня, а не сидеть, сложа руки в ожидании, пока государство не окажет им финансовую помощь.
Вместе с тем Назарбаев посредством послания напрямую обратился к собственникам банков, заметив, что "если акционеры не желают или неспособны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово предпринять необходимые меры".
Пока не совсем понятно, какие меры и в каких объемах готово предпринять государство через своего регулятора АФН. Однако ясно одно: это если не прямое, то вполне осязаемое предупреждение банкирам умерить аппетиты и подумать о стране.
Достаточно большое внимание президент уделил вопросу управления рисками. Критерии оценки рисков будут определены тремя субъектами: правительством, АФН и Национальным банком. Если военные создают подразделения быстрого реагирования, выполняющие специальные задания, то казахстанский президент поручил разработать систему мер быстрого реагирования для финансовой системы страны.
Вдогонку
Казахстан уже предпринимает меры к тому, чтобы увеличить отдачу от сырьевых секторов экономики. Яркий тому пример, долгие и, в конце концов, успешные для Астаны переговоры по Кашагану. В свете последнего заявления казахстанского премьера Карима Масимова о том, что в течение текущего года власти разберутся со всеми недобросовестными недропользователями, можно ожидать передела долей в СРП, подписанных в 90-х годах.
По примеру российского президента Владимира Путина ("Сахалин-2") казахстанский лидер стремится усилить роль государства в сырьевых секторах. Концентрация ресурсов необходима для инвестирования средств в нересурсный сектор. В Астане есть понимание того, что нефть и газ когда-нибудь закончатся, а страна должна научиться уже в ближайшее время жить без углеводородной подушки.
Президент остановился и на Налоговом кодексе страны, который давно не выполняет своих прямых функций. Не секрет, что он стал своего рода реестром льгот и преференций, которые, по словам Назарбаева, "постоянно и бессистемно растут". С другой стороны, налоговые службы почти всегда толкуют пункты Налогового кодекса в произвольной форме. Это, без сомнения, усложняет жизнь бизнесу.
Поэтому, как и предполагает глава государства, необходимо привести в порядок систему стимулирования, по мере возможности, выкинув из кодекса льготы и преференции сырьевым отраслям. По всей видимости, Астана реально оценивает возможности компаний, разрабатывающих казахстанские недра. И считает, что они вполне могут обойтись без льгот и преференций, которые, по сути, избаловали их. Широкое применение трансфертных цен и увод доходов иностранных нефтяных компаний в оффшоры - яркое тому свидетельство.
Сейчас будет сделан акцент на снижение налогового бремени на малый и средний бизнес. Еще одним немаловажным фактором эффективной работы Налогового кодекса президент считает переформатирование нормативного акта в закон прямого действия. По старому кодексу налоговики имели явное преимущество перед бизнесом. Так как пункты кодекса можно было трактовать, исходя из узких ведомственных интересов налоговых служб, документ фактически стал тормозом для казахстанского бизнеса. Трактуя по-своему те или иные пункты кодекса, налоговики имели множество лазеек для того, чтобы заставить бизнесменов давать взятки. Именно высокой степенью коррумпированности обусловлено требование Назарбаева сделать Налоговый кодекс законом прямого действия. Надо думать, новый документ будет намного толще старого, но одно преимущество будет очевидным - трактовать его в угоду одной стороны станет невозможным.
Конкуренция и инфляция
Конкуренция на казахстанском рынке развита довольно слабо. Это можно увидеть во всех без исключения сегментах экономики, включая и более-менее успешно работающий финансовый сектор. Несмотря на наличие частных по сути банков второго уровня, реальной конкуренции между ними не существует. Ставки по кредитам давно унифицированы, а владельцы кредитных учреждений словно подписали джентльменское соглашение, поделив рынок между собой.
То же самое происходит в сфере строительства, рынка сотовой связи и потребительского рынка. Цена на квадратный метр жилья, до недавнего времени фантастически нереальная, унифицирована, и крупные строительные компании в связке с риэлторами и оценщиками удерживали ее на уровне, приносящем очень высокую маржу. Никто из игроков на рынке не заинтересован, чтобы цены на недвижимость падали. Кризис в американском секторе ипотеки, глобальный рост цен на продовольствие и повышение рисков кредитования заставили международные финансовые институты более внимательно подходить к вопросу кредитования казахстанских банков. Цепная реакция наиболее сильно коснулась сферы строительства, где были сосредоточены спекулятивные интересы как крупных казахстанских игроков, так и мелких. Стагнация на рынке сейчас коррелирует цены в сторону снижения, но какой промежуток времени данный фактор еще будет действовать, никто не знает.
Сотовая связь в Казахстане - одна из самых дорогих в странах СНГ. Нетрудно понять, откуда и почему такой дисбаланс сформировался. В Казахстане на сегодняшний день есть три точки роста, которые подстегивают все и вся. Это - Алматы, Астана, города на западе страны Атырау и Актау. Именно здесь идет самое активное строительство, а деньги, полученные от продажи нефти, аккумулируются в точках роста. Здесь сосредоточены ресурсы казахстанского и иностранного бизнеса, сосредоточены деньги и рост казахстанской экономики. Поэтому жителям депрессивных регионов приходится нелегко, когда цены очередной раз идут вверх.
По мысли Назарбаева, вновь созданное Агентство по защите конкуренции должно активно бороться с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями субъектов рынка своим доминирующим и монопольным положением. Недавние потуги госорганов найти сговор по цементу так и не увенчались успехом. Объяснение тому простое: лбами столкнулись интересы не только бизнеса, но и тех, кто этот бизнес крышует. В конце концов, как и должно было случиться, стороны договорились…
Президент считает самым эффективным методом борьбы с инфляцией резкое снижение государственных расходов. Конечно, Казахстан в этом плане не открывает Америки.
В свое время английский премьер-министр Маргарэт Тэтчер вела политику затягивания поясов, необходимую для преодоления кризисных явлений в британской экономике. "Такая экономия будет способствовать снижению давления на инфляцию, - отметил Назарбаев, - а также увеличит резервы страны на случай возможного снижения цен на энергоносители и сырьевые ресурсы".
Фото с сайта http://www.almatytelecom.kz