"Пережил трех акимов": жители Кызылорды просят перенести памятник Мухтару Ауэзову на новое место

Наверное, для начальников из городского акимата, выделявшего в 2000 году место под этот красивый, надо сказать, памятник работы скульптора Муратбая Умбетова, было символично установить скульптурное изображение этого великого писателя в центре улицы Ауэзова. Не смущало чиновников то, что установлено оно не в сквере или парке, не в тихом памятном месте, а на шумном пятачке у дороги, напротив здания департамента полиции. Не подумали в госорганах и когда выдавали разрешение на открытие крытого рынка “за спиной” у Мухтара Ауэзова. Да, именно так уже 10 лет всё это и смотрится: в пыли и гари, недалеко от шумной дороги, стоит памятник, а за ним – некрасивый павильон крытого рынка.

И, кстати, как только этот рынок в центре Кызылорды появился, местные жители сразу же подняли вопрос о переносе памятника Ауэзову, творчество которого люди любят и ценят.

– Да, за 10 лет сотни раз граждане писали в соцсетях и говорили на собраниях общественности о том, что негоже это – памятник великому человеку, наследие которого известно всему миру, устанавливать в таком месте города, – рассказывает житель г. Кызылорды Жанарбай АКТИЛЕКОВ. – В нашем городе есть много красивейших аллей и парков, почему нельзя скульптуру перенести туда? Неужели это трудно? Наверное, нет, но вопрос переноса памятника “пережил” 3 акимов области и 2 акимов города. Не было у господ Куандыкова, Кушербаева, Налибаева, Казантаева и Гульшары-ханум (Абдыкаликовой) времени такими “мелочами” заниматься. А для нас, простых людей, это вопрос уважения к культуре и истории страны.

И снова, кстати, городской акимат отвечает гражданам, в очередной раз затеявшим в соцсети обсуждение “переустановки” памятника Ауэзову, что “вопрос – на стадии решения”:

“На данный момент выбирается достойно видное место для скульптуры, также решается вопрос выделения денежных средств на необходимые для перемещения памятника работы”.

Здесь, надеемся, обещанного акиматом граждане всё же дождутся, а вот проблему “пяти клонов” в Кызылорде уже никак не решишь.


Памятник Кобланды батыру

В областном центре есть памятники Жалантосу бахадуру, Кобланды батыру, Келменбет батыру, Бухарбай батыру, Жанкоже Нурмухамедову, и все эти изображения – всадники на конях.

Издали черты самих героев, увековеченных в каком-либо металле, несильно отличишь, а вблизи, когда стоишь у высоченных постаментов, лучше всего видны животы животных.


Памятник Бухарбай батыру

– Глупо было создавать безликий город, в каждом микрорайоне устанавливая эти клоны, – делится мнением фотограф Денис ПАК. – Но вот они, 5 памятников пяти историческим героям, 5 скульптур, похожих друг на друга. Возле них никто даже не фотографируется! Не воспринимают их люди как достопримечательности. И, кстати, обидно за потомков этих батыров. Их, похоже, не спросили, какими были предки. У каждого батыра, наверное, были изюминки характеров, что-то примечательное во внешности, привычки и любимые предметы. Всё это можно было обыграть при создании эскизов. А тут на первом плане, извините, кони, а потом уже – герои.

Жители города спорят на тему “пяти клонов” в Интернете, и мнения людей порой противоположные:

“Казахи по жизни обязаны коням. Может, даже больше, чем батырам”.

“Город у нас красивый, а кому не нравится, еще городов много есть”.

“Это не просто мужчины, они батыры. И было время, когда конь был крыльями батыра, лучшим другом”.



Памятник Жалатосу бахадуру

“Кони все одинаковые. А батыры – нет”.

“И эти кони красиво отображены в полном формате. И смотришь снизу – видишь... пузо. Коня. Или кобылы? Забивает фигуру самого батыра изображение мощного животного. Батыр должен быть на переднем плане! Это же наш герой!”.

“Да, зачем было “лепить” похожих друг на друга батыров, когда каждому герою нужно было сделать особенный памятник?”.

“Кому не нравится, пусть не смотрит, почему что-то нужно менять? Батыр без коня – не батыр”.

“Кони раньше – это джипы сегодня. А какой джигит без крутой тачки?”.

“Через 50 лет будут ставить памятники в виде головы, высунутой в окно иномарки”.

“Я совершенно не против того, чтобы рядом с изображением батыра была лошадь. Я не понимаю идентичности скульптур. Вы с точки зрения развития туризма на это посмотрите! Любой иностранец с первого взгляда скажет, что в Кызылорде несколько почти одинаковых памятников”.


Памятник Жанкоже батыру

“Конечно, я согласен, что батыр без коня – не батыр. Но, по-моему, будет лучше, если батыры все-таки будут узнаваемыми издали, а не только с таблички. К примеру, если Жалантоса батыра изобразили бы на коне над поверженным боевым слоном, то всем было бы, наверное, понятно, что речь идет о его индийском походе. А на самом деле, скорее всего, памятник финансировали из бюджета, и главным был вопрос освоения выделенных средств”.

“Есть предложение: при обсуждении эскиза очередного памятника приглашать общественность. А то в узком кругу давно друг другу знакомых людей опять дадут добро на “дяденьку с конем”. В конце концов, деньги же все идут на эти памятники из бюджета, мы имеем право требовать, чтобы скульп-туры были интересными, исполненными со знанием дела, с душой”.

Кажется, шестого памятника-”клона” народ исполнительной власти не простит.

Но поживем – увидим, ведь что касается больших скульптур и малых форм в городах и селах Кызылординской области, здесь были случаи похлеще наших клонов и памятника грандиозной личности перед рынком.


Памятник Келменбет батыру

В 2006 году, например, в поселке Айтеке би открыли памятник жертвам политических репрессий. Что плохого в том, спросите вы? Здесь много интересного, отвечу вам я. Но нужна предыстория.

В 1918 году в железнодорожном городке Казалинске создали красноармейский отряд, в который вступили несколько десятков местных ребят из разных окрестных сел. В 1919-м на базе отряда, численность которого к тому времени доросла до 450 бойцов, сформировали красный батальон под командованием товарища Вишневского. И именно его бойцы стояли насмерть летом 1919 года, когда белогвардейцы пытались захватить участок железной дороги Оренбург – Ташкент. Бои были жестокими, часто доходило до рукопашной – словом, много выходцев из тех мест героически пали за пролетарскую идею. И именно им народ уже после Великой Отечественной войны решил установить в поселке Айтеке би (это центр Казалинского района. – Прим. авт.) общий памятник – красноармеец с винтовкой, чтобы было куда приносить цветы. И для того, чтобы храбрые парни из батальона Вишневского остались в памяти будущих поколений.

При чем здесь памятник жертвам политических репрессий? А его и сотворили из того изваяния, что было посвящено бойцам батальона Вишневского.

Причем, что называется, долго не парились: убрали из рук красноармейца трехлинейку, поменяли табличку – вот, собственно, и всё...

КЫЗЫЛОРДА