Неожиданное предложение прозвучало 13 февраля, когда делегацию Северо-Казахстанской области принимали с официальным визитом в Омске. Аким Северо-Казахстанской области Ерик СУЛТАНОВ и губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ пообщались в формате “круглого стола”, подписали соглашение о сотрудничестве. Кроме того, обсуждали вопрос о восстановлении автомобильного путепровода в Павлоградском районе Омской области, а также перспективы железнодорожного сообщения между регионами. И тут Виктор Назаров сказал:
– У нас есть населенный пункт Русская Поляна, откуда дорога к областному центру проходит по территории Республики Казахстан. Сегодня идет демаркация границ, и если она будет завершена, то мы не сможем передвигаться по этой территории, – сокрушался глава Омского региона. – Мы будем обращаться в межправительственную комиссию по демаркации, чтобы произвести обмен территориями. Готовы отдать взамен тот же объем, с теми же природно-климатическими условиями…
Казалось бы, в чем проблема? Ведь границы в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза, можно сказать, почти прозрачные. И граждане обеих стран могут беспрепятственно сновать через границу даже без заграничных паспортов – по удостоверениям личности.
Сам глава Северо-Казахстанской области Ерик Султанов отнесся к довольно смелому предложению Виктора Назарова с осторожностью.
В официальном пресс-релизе, разосланном после визита петропавловским средствам массовой информации, о территориальном вопросе – ни слова!
Речь шла только о восстановлении участка железной дороги от станции Кызылту в Казахстане до станции Русская Поляна в России. Мол, этот участок – крайне нужная транспортная артерия, по которой перевозят важные промышленные грузы. Вскользь упомянули о проблемах по этому поводу, а вот что за проблемы? Одно многоточие...
Разъяснений в областном акимате корреспонденту “Каравана” не дали, сославшись на то, что сейчас Ерик Султанов и руководитель пресс-службы находятся в деловой поездке в Тюменской области и вернутся аккурат к выходным.
По некоторым неофициальным данным, вопрос обмена территорий между двумя деловыми партнерами обсуждался приватно, и хотели махнуться не участком дороги, а сельхозполями. Но подождем официального ответа.
За разъяснением ситуации мы обратились в пресс-службу МИД РК. Однако там отделались лишь сухим ответом, мол, все границы Казахстана с сопредельными государствами делимитированы, процесс демаркации тоже близок к завершению, а проблема поселка Русская Поляна может решаться в рабочем порядке. Мол, подобные прецеденты уже были. По случаю упомянули книгу Касым-Жомарта ТОКАЕВА “Правда о государственной границе РК”, в которой как раз и приведены примеры подобного сотрудничества.
– Вопросы об обмене территориями решает правительственная комиссия. Существует процедура, и она очень долгая.
Общественный деятель, бывший сотрудник МИД РК Казбек БЕЙСЕБАЕВ так прокомментировал нам ситуацию:
– Граница между государствами – это не граница между дачными участками. Руководители областей могут много говорить, но вопрос государственной границы не в их компетенции.
Мы решили вспомнить, какие территориальные вопросы возникали в приграничных областях и как они разрешались
Между тем в Западном Казахстане сложилась примерно такая же ситуация с небольшим участком железной дороги. Только здесь неудобства возникают у казахстанцев.
Граница Западно-Казахстанской области с пятью российскими областями составляет полторы тысячи километров. Это самая протяженная граница с Россией в Казахстане. И вроде бы все острые углы в свое время были решены. Но один уголок остался.
Уже 20 лет наши сограждане терпят неудобства, проезжая на поездах через железнодорожную станцию Соль-Илецк Оренбургской области России. Казахстанские поезда, следующие на юг и север нашей страны – в Алматы и Астану, небольшой отрезок пути проезжают по территории соседнего государства – так построена железнодорожная ветка – и делают остановку на узловой станции Соль-Илецк. Здесь российская таможня и пограничники в течение нескольких часов проводят свои таможенные и пограничные процедуры, проверяют документы и вещи казахстанцев. И если у них возникают вопросы (особенно к челнокам, везущим товары из Алматы), то могут весь вагон отцепить до выяснения обстоятельств. Не раз уральские бизнесмены обращались в “Караван” за помощью в возникшей ситуации.
Так что наша страна могла бы предложить россиянам отдать нам станцию Соль-Илецк взамен на какую-то другую территорию. Интересно, как бы они отреагировали на такое предложение?
Ситуация с казахстанским поселком Огнеупорный в Костанайской области – пример цивилизованного решения территориальных споров.
Костанайская область имеет общую с Россией границу на протяжении 1 310 км. Она проходит через 8 районов и затрагивает интересы по крайней мере 250 хозяйствующих субъектов. Процесс делимитации, а следом и демаркации границы идет уже второе десятилетие. Условные границы советских времен в полноценные рубежи превращаются долго и мучительно.
Чего стоила только история поселка Огнеупорный, расположенного на границе с Челябинской областью! Поселок с 700 жителями, большинство которых работало на карьере Магнитогорского горно-обогатительного комбината (ГОК), находился на казахстанской территории. Однако все коммуникации к нему были подведены со стороны России. В поселке учились по российским учебникам, ездили лечиться – через границу – в российскую поликлинику, и гражданство почти у всех жителей было российское.
Людям приходилось постоянно въезжать и выезжать из поселка по пропускам и спецразрешениям. Понадобилось несколько лет, чтобы проблема решилась на межгосударственном уровне. Только в конце января 2006 года Огнеупорный был передан под юрисдикцию России, Казахстан взамен получил участки земли такой же площади. Глиняный карьер, на котором добывалась глина для Магнитогорского металлургического комбината, тоже казахстанский, но передан россиянам в долгосрочную аренду.
Собственно, это был самый яркий пример делимитации границы в этом регионе. Однако до сих пор вопрос четкого определения государственной границы является актуальным. В некоторых районах землепользователи той и другой стороны отклоняются от линии границы и фактически пользуются землями соседней страны, эти случаи областное управление земельных отношений признавало еще летом 2013 года. Тогда и было заявлено: к концу 2015-го на границе будут выставлены все необходимые столбы и знаки.
В Восточном Казахстане на рубеже нулевых прошла корректировка границы с Китаем, общая площадь территории, которой коснулись изменения, – почти 630 квадратных километров.
Сейчас те события – лишь момент истории. Но в конце 90-х вокруг пограничного вопроса шла бурная полемика.
Речь об участке границы в Зайсанском и Тарбагатайском районах. Исторически за линию раздела был взят ландшафт – хребты, реки. В советское время госграницу оборудовали по всем правилам – контрольной полосой, заграждениями. Закрыли заставами Зайсанского и Курчумского погранотрядов. Но в переходный период позиция государства изменилась: в МИДе и соответственно погранвойсках допустили пересмотр линии раздела, чтобы устранить разногласия на картах, а также учесть естественные изменения природы, например, новые русла рек.
В 1999 году занимавший должность главы внешнеполитического ведомства Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил об изменении границы в окрестностях перевала Чоган-Обо Зайсанского района. 70 процентов от территории площадью почти 630 квадратных километров отошли Восточному Казахстану, 30 процентов – КНР. Виталий МЕТТЕ – в то время аким области, помнится, положительно оценил итоги размежевания: мол, соседям отошли безжизненные пустынные участки, а Восточный Казахстан, напротив, получил плодородную землю.
В начале 2000-х годов на юге Казахстана достаточно напряженная ситуация складывалась вокруг поселка Багыс.
Он оказался с трех сторон окружен границей, жители враз лишились земельных угодий, остались без электричества и телефонной связи. Затруднительно было пользоваться даже дорогой, которая несколько раз пересекала границу, и вследствие этого на ней появились блокпосты и наших, и узбекских пограничников.
В силу специфики ситуации все бытовые проблемы багысцев сразу приобретали политизированный характер и весьма болезненно сказывались на взаимоотношениях между Казахстаном и Узбекистаном.
Властям пришлось предпринять все усилия, чтобы в кратчайшие сроки полностью обустроить инфраструктуру и коммуникации. Была проложена новая дорога, проходящая только по казахстанской территории, проведены электроснабжение и телефонная линия. К этим работам активно привлекались жители самого поселка, что решало вопрос занятости. Впоследствии все жители получили земельные наделы на казахстанской территории. Никто из двух тысяч жителей Багыса не покинул поселок.
По словам главы МИДа Ерлана ИДРИСОВА, Казахстан завершил процесс делимитации границ, процесс демаркации в настоящее время завершен наполовину.
– Мы уже договорились с Российской Федерацией о том, что будем регистрировать наше делимитационное соглашение с ними в ООН, – сообщил он на правительственном часе. – После этого процесс по другим участкам границы двинется с большей силой.