Спонсорство в АПЛ: букмекеры опередили всех
Самым наглядным примером можно считать происходящее в клубах Английской премьер-лиги. В сезоне-2019/20 спонсоры из сферы беттинга, по сути, поставили мат остальным спонсорским индустриям, которые десятилетиями поддерживали английский футбол: финансистам, компаниям сферы туризма, автопрому. Статистика генерального спонсорства в том сезоне выглядела безжалостно: беттинг забрал центральное место на футболках ровно у половины из 20 клубов АПЛ. Для сравнения: у идущих следом 3 индустрий-спонсоров только по 2 команды: у финансистов – “Ливерпуль” и “Брайтон”, у индустрии путешествий – “Манчестер сити” и “Арсенал”, у автопрома – “Манчестер Юнайтед” и “Челси”. Тогда как, согласно данным, которые приводит “The Guardian” на 2020 год, следующие клубы АПЛ разместили на форме игроков логотипы исключительно букмекерских контор: “Борнмут”, “Астон Вилла”, “Бернли”, “Кристал Пэлас”, “Эвертон”, “Ньюкасл”, “Норвич”, “Уотфорд”, “Вест Хэм” и “Вулверхэмптон”.
От такой вовлеченности букмекеров в спонсорскую деятельность доходы клубов только растут.
Их общая выручка, полученная только от титульной рекламы в сезоне 2018/19 (не считая других позиций спонсорских контрактов), составила 315,6 миллиона фунтов. В 2019-м – уже 349,1 миллиона, а в 2020-м – почти 400 миллионов.
Стоит отметить, что Великобритания является главным европейским рынком ставок на спорт. Футбольные клубы Английской премьер-лиги наиболее популярны среди миллионов любителей ставок по всему миру. Исходя из этого, аналитики считают Великобританию тренд-мейкером или драйвером изменений, отмечая, что практически те же тенденции начинают затрагивать сейчас испанский, немецкий, французский футбол. БК повсеместно выдавливают остальных спонсоров объемами контрактов и числом спонсируемых клубов.
Чтобы читателю можно было примерно представить объемы спонсорской помощи, которая приходит в британский футбол через эти контракты, приведем данные о БК – тех самых генеральных спонсорах. Итак, пятерка лидеров британского беттинга:
Ladbrokes Coral – 30 тысяч
работников, годовой доход (2019-й) – $3,2 млрд;
William Hill – 16 тысяч работников, годовой доход (2019-й) – $2,2 млрд;
Paddy Power – 8 тысяч работников, годовой доход (2019-й) – $2,3 млрд;
Bet365 – 3 500 работников, годовой доход (2019-й) – $3 млрд;
Sky – 8 тысяч работников, годовой доход (2019-й) – $5,4 млрд.
Для примерного понимания также стоит отметить, что в среднем спонсорские контракты могут составлять от 10 до 20 процентов годового дохода компании-букмекера.
Похожие тренды вы увидите и в других видах спорта: например, в стремительно набирающем популярность у любителей ставок киберспорте.
Что изменили миллионы болельщиков
Сейчас ни в Европе, ни в США, ни в Азии уже никто не подвергает сомнению тот факт, что букмекерская индустрия приобретает значительное, а по отдельным позициям – даже определяющее влияние в сфере развития мирового спорта. И что в предстоящие годы данная тенденция будет только укрепляться. Поэтому государствам и правительствам, взаимодействующим с букмекерской индустрией, приходится так или иначе считаться с новыми реалиями.
Видя, что массированное спонсорство со стороны БК позитивно влияет на развитие спорта, правительства по всему миру всё активнее отпускают гайки в регламентной базе, а там, где этого не было сделано ранее, – легализуют букмекерство, которое ранее приравнивалось к игорному бизнесу со всеми соответствующими ограничениями.
Так, например, в США за последние восемь лет 19 штатов разрешили деятельность БК на своей территории.
Конечно, следует понимать, что это не букмекеры – такие добрые самаритяне, хотя они, безусловно, заинтересованы в эффективном и прозрачном развитии спорта. На масштабное спонсорство необходимы деньги, а их принесли в букмекерскую индустрию миллионы болельщиков, для которых ставки на спорт стали повседневным хобби, развлечением, а также своеобразным способом интеллектуального поединка.
О влиянии нового тренда социального беттинга аналитики спортивной сферы пишут, как о некоем волшебном кувшине, открывшем абсолютно новый источник поступлений средств в спорт. “Какое влияние имеет тенденция социального беттинга на рынок спортивных ставок? Некоторое время назад об этом никто особенно не задумывался, но сегодня мы видим, как сообщество болельщиков по всему миру сформировало новые тренды. Суть нового восприятия беттинга состоит в том, что он не должен сосредоточиваться лишь на победе или поражении: будь то ради денег или азарта победы. Заниматься этим можно также ради демонстрации того, что твои познания в спорте превышают знания других любителей ставок”, – пишет об этом в своем блоге Дайнис НИЕДРА, главный операционный директор беттинговой онлайн-платформы "Enlabs".
Новые социальные тренды среди болельщиков и фанатов спорта стали также достаточно новым и непривычным примером единения ради поддержки спорта.
Важно, что этот процесс происходит в мире без участия правительственных структур, ответственных за спорт, формируя некую общность фанатов и болельщиков, нацеленных не только на развлечение, но и на прямую поддержку конкретных команд и клубов в рамках своих активностей на рынке ставок. Существуют целые сообщества такого рода, заточенные на беттинг именно как на инструмент обеспечения прямой поддержки любимым спортсменам и командам. И эта тенденция, кстати, достаточно ярко наблюдается у нас, в Казахстане.
За наших
Информация о спонсорских контрактах казахстанских букмекеров не является тайной за семью печатями. Данные об этом можно получить как на их порталах, так и на сайтах команд и клубов. Да и форма игроков иногда сообщает о многом, хотя с рекламой беттинговых компаний на форме спортсменов в Казахстане всё не так просто. Большинство спонсоров предпочитают не использовать ее, чтобы не раздражать спортивные власти. Впрочем, и без этого фанатам всё известно. Поставить на своих: беттинг в стране растет на “домашнем” спорте
– Внутренние турниры в казахстанском футболе всё активнее сопровождают ставки в местных БК, – рассказал “КАРАВАНУ” сотрудник одной из букмекерских контор по имени Мейрамбек. – Местные фанаты команд хорошо знают, кто чей спонсор, и при проигрыше даже пишут в чатах, к примеру: “Актобе”, я проиграл ставку, но пусть это вас поддержит!”. Тренд формируется на глазах – еще в прошлом году, например, мы с таким не сталкивались. Есть и еще одна фишка: в обсуждениях фанаты команд делятся друг с другом публикациями и наблюдениями о том, насколько активна та или иная конкретная БК в спонсорстве. Букмекеров, которые не замечены в спонсорских проектах, осуждают, пишут про них не самые приятные вещи...
Очевидно, что Казахстан, хотя и не находится в центре мировой спортивной жизни, как та же Великобритания, остается в русле мировых трендов. И если сегодня мы проспим происходящие изменения, если у нас по старинке так и будут воспринимать букмекерскую сферу как какое-то “азартное зло”, то завтра наш казахстанский спорт лишится мощного источника дополнительной поддержки.
Алексей ИКОННИКОВ, Алматы