Процессы рыночной экономики, становления демократических институтов способствовали искоренению пережитков прошлого и появлению новых форм взаимоотношений, как на межгосударственном уровне, так и на межличностном, что оставило как негативный, так и позитивный отпечаток на развитии молодого государства.
Однако не стоит забывать, что Казахстан является одной из крупных республик в СНГ. Территория Казахстана, по площади в одиннадцать раз больше площади Великобритании. Сейчас на территории Казахстана находится 14 областей, 159 районов, 84 города и более 8000 сельских населенных пунктов. Во время становления Казахстана как суверенного государства была обоснована концентрация власти в узком кругу, но сейчас, во время процесса стабилизации экономики и проведения социально-экономической политики, направленной на построение государства целесообразно начать процесс перехода от централизованной формы управления к управлению на местах.
При столь обширной территории и наличии такого количества населенных пунктов уже давно стоит вопрос о децентрализации власти, то есть назрела необходимость передачи функций от центрального аппарата на местные органы управления. При этом нужно учитывать, что сейчас децентрализация власти в Казахстане должна стать основным принципом в стратегии управления государством.
При этом не нужно упускать из виду, что процесс децентрализации сопряжен с реорганизацией ветвей власти на местах. Но это чревато определенными трудностями, так как большинство чиновников на местах не могут не только применить, но и получить знания и навыки в области управления.
Уже сейчас становится очевидным, что чрезмерная централизация власти может сыграть негативную роль в развитии демократического общества в Казахстане. Все процессы, связанные с концентрацией власти в одних руках до 1991-1992 гг. оправдывали себя целиком и полностью. Но время не стоит на месте и преподносит изменения, как в государстве, так и в обществе. И нужно понимать, что если децентрализация власти в ближайшие 2-4 года не пройдет в Казахстане, то о разностороннем развитии Казахстана как государства и как субъекта международного права можно будет говорить с большой натяжкой. Этому есть свое объяснение. Местные власти, имеющие авторитет на местах уже длительное время находятся в том подвешенном состоянии, когда они не могут проявить свои навыки и знания по управлению в той или иной сфере. Так как уже сменилось не одно поколение управленцев на местах, Казахстан может ожидать прихода к власти на местном уровне неподготовленных специалистов как в теоретическом, так и в практическом плане, что вряд ли положительно скажется на развитии Казахстана.
При этом автоматически обрывается связь Центр - область (город) - Центр. Чем это чревато? Для Центра это чревато получением необъективной (ограниченной) информации о состоянии дел на местах. Для периферии - отсутствие инициативы на местах будет только усугублять социально-экономическую ситуацию. В данном случае не стоит забывать и о рядовых гражданах, так как они будут страдать в первую очередь от подобной ситуации. Выход может быть представляем в виде двух вариантов:
1. Представители Центра будут часто ездить по областям и тем самым поддерживать связь с периферией, для ознакомления с ситуацией на местах;
2. Представители Центра будут давать больше самостоятельности управленцам на местах.
Если рассматривать первый вариант решения проблемы, то становится очевидным, что физически невозможно объезжать регулярно все области, тем более что в Казахстане их не так уж и мало. Даже при регулярных объездах областей будет оставаться чрезвычайно мало времени для работы, связанной с координацией действий Центра по отношению к периферии. От этого будет страдать как развитие отраслей по областям, так и замедление роста экономики в республиканском масштабе.
Если оценивать второй вариант, то и здесь заметны некоторые подводные течения. Расширение полномочий на местах: во-первых, будет способствовать росту активности населения, во-вторых, представители местных органов лучше знают проблемы, с которыми сталкивается тот или иной населенный пункт, то или иное хозяйство, а следовательно, могут найти то правильное решение, которое выведет из затруднительного положения субъекты Республики Казахстан без помощи центра.
Конечно, передача полномочий на местах, децентрализация власти, способны активизировать не только рост благосостояния граждан, а с ним и благосостояния республики. Вполне вероятно, что при децентрализации власти будут отмечаться факты самоуправства на местах, злоупотребление властью, но это уже сугубо юридический вопрос, освещаемый нормативно-правовыми актами Республики Казахстан.
Вполне обоснованным в данном случае будет создание системы мониторинга за деятельностью представителей местной власти на местах (так называемые показатели эффективного руководства), одними из составляющих которых будет мониторинг планирования и осуществления деятельности руководителям местных властей. Это будет способствовать прозрачности деятельности государственных органов, что положительно скажется как на эффективности работы представителей местных органов власти, так и росте доверия со стороны рядовых граждан к представителям различных ветвей власти. Хотя нужно отметить, что существующая система оценки мониторинга и оценки требует совершенствования.
В результате чего увеличивается рост симпатии со стороны общественности к государству. Через мониторинг и опубликование его результатов в средствах массовой информации общественность сможет не только наблюдать за деятельностью государственных чиновников, но и содействовать госслужащим в решении той или иной проблемы.
Таким образом будет достигнута та цель, к которой уже длительное время стремятся многие государства мира - диалог между обществом и государством.
Появляется та самая модель демократического правового государства, которая может способствовать не только укреплению внутриполитической ситуации в республике, но и способствовать росту активности населения в жизни государства, что может оказать позитивное влияние как на социально-экономическую ситуацию в государстве, так и на повышение престижа республики на международной арене.
Интересен тот факт, что в своем послании "Казахстан 2030: процветание, безопасность и растущее благосостояние всех казахстанцев" Президент Казахстана Н.Назарбаев также отметил, что децентрализация функций руководства от центрального к местному уровню является самым основным принципом в стратегии управления.
Конечно, чтобы реализовать подобную модель в одной из республик СНГ нужно как минимум четыре составляющие:
Во-первых, тщательно разработанная программа децентрализации функций от центрального к местному уровню;
Во-вторых, необходимо разработать меры по повышению ответственности местных властей за проводимую ими деятельность на местах;
В-третьих, привлечение организаций как государственного, так и негосударственного статуса, включая и международные организации, для проведения мониторинга ситуации, связанной с передачей функций местным органам власти;
В-четвертых, опубликование результатов мониторинга через средства массовой информации.
При мобилизации внутренних ресурсов, возросшие дополнительно функции и ответственность представителей органов власти на местах, будет востребована дополнительная финансовая поддержка, которая должна быть учтена в бюджете республики.
В результате принятия предложений, обозначенных в настоящей статье уже к 2020 году Казахстан может не только разрабатывать стратегии, но и проводить мониторинг развития, что позволит не только сделать прозрачной систему государственного управления на местах, способствовать социально-экономическому росту, но и повысить информированность населения о качестве жизни людей, что позволит принимать действенные меры по ее улучшению.