Перед сменой кабинета

Президент Н. Назарбаев, получивший беспрецедентный кредит доверия казахстанского народа и "карт-бланш" на ближайшие семь лет, должен теперь сформировать новое правительство, соответствующее новым масштабным задачам, стоящих перед страной.
Это стало сегодня важнейшей темой обсуждения в обществе, особенно в кругах властной элиты страны, среди политологов, аналитиков и журналистов.
Нет недостатка в различных прогнозах и предположениях относительно персонального состава нового кабинета, о том, все ли нынешние министры сохранят за собой свои кресла. Горячая пора выборов закончена, и теперь только Президент может решать: подходят ли ему, для осуществления его политики, те или иные чиновники на главных государственных постах.
Сразу после получения известий о своей победе на выборах Н. Назарбаев заявил, что удовлетворен работой нынешнего правительства и готов работать с ним дальше, однако, не исключил, что некоторые изменения все-таки могут произойти.
Поэтому чиновная элита волнуется. Министры также, очевидно, озабочены своей судьбой. И это понятно: оценки эффективности работы того или иного государственного ведомства - вещь сложная и многогранная. При всей, в общем, благополучной экономической и социальной ситуации в стране, никто лучше, чем сами министры, не знают о многочисленных недостатках и недоработках в своей работе, и в работе своих ведомств, о том, как самые благие порывы и планы порой остаются только на бумаге…
Не случайно, наверное, что сразу после выборов многие министерства провели несколько заметных мероприятий, которые можно воспринять как завуалированные "отчеты" о проделанной работе перед главой государства.
Кто-то выступил с подробным докладом перед парламентом, кто-то провел представительное совещание или семинар на тему достигнутых результатов и перспектив на будущее…
Глава кабинета, Даниал Ахметов, за свою судьбу не беспокоится, о чем он сам и заявил в день голосования.
"Я работаю", - сказал он лаконично на назойливые вопросы журналистов. Откровенно говоря, для волнений нет оснований. Он возглавляет правительство в период небывалого экономического подъема Казахстана, в чем, безусловно, есть весомая доля и его стараний. Крепкий бюджет, растущие доходы, успешная реализация многих государственных программ, динамично раскручивающийся процесс промышленной модернизации страны - все это весомые аргументы нынешнего премьера вряд ли останутся без внимания Президента.
Этот премьер начинал индустриально-инновационную программу реформ несырьевого сектора экономики - кому, как не ему и продолжить это сложнейшее дело?
И на будущий год планы громадные. Утвержден рекордный бюджет на 2006 год в сумме 1 трлн. 491 млрд. тенге, рост ВВП, по сравнению с 2005 годом должен вырасти на 8,3 процента, резко возрастут расходы бюджета на социальный блок - до 609,1 млрд. тенге (почти 40 процентов общего объема); предусмотрено значительное увеличение финансирования важнейших государственных программ: образования и науки, развития сельских территорий, водоснабжения, здравоохранения и других.
Однако в то же время правительство неоднократно отмечало слабую финансовую дисциплину в министерствах и ведомствах, недоосвоения ими огромных финансовых средств.
Миллиарды тенге, выдаваемых государством под различные экономические и социальные проекты, так и остаются неосвоенными. Структурная перестройка экономики идет, но все еще медленными темпами, есть немало проблем в развитии важнейших отраслей. Словом, работы здесь еще - непочатый край и почивать на лаврах главе Кабинета еще рано. Тем не менее, его перспективы остаться во главе Кабинета расцениваются, как весьма обнадеживающие.
На состоявшемся на днях республиканском совещании по итогам развития агропромышленного комплекса, также говорилось об успехах.
Объем валовой продукции сельского хозяйства за три последних года достиг 772 млрд. тенге и увеличился на 38 процентов. За это же время в два раз возросло количество прибыльных хозяйств, за последние пять лет сельское производство стало получать по 5,7 млрд. тенге прибыли, тогда как до 2000 года оно приносило ежегодно по 17-18 млрд. тенге убытков.
Одного зерна страна собирает ежегодно до 15 млн. тонн, из которых 4-5 млн. тонн идет на экспорт. За время реализации программы "Аул" государство потратило на развитие аграрного сектора более 200 млрд. тенге.
Однако по-прежнему важнейшими задачами остается финансовое и материальное укрепление аграрного производства, продолжение программы обустройства сельских территорий, достижения конкурентоспособности продукции казахстанских аграриев на внешнем рынке.
Ведь на повестке дня - вступление страны в ВТО, так что без структурных перемен на селе не обойтись. Но если учесть то, что в правительстве все эти вопросы курирует Ахметжан Есимов в должности вице-премьера, то дальнейшая судьба и его, и министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова представляется также весьма благополучной и при новом правительстве.
В это же время на представительном семинаре в Астане выступил и министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник. Он акцентировал внимание собравшихся на разработанном совместном меморандуме его министерства и Минсельхоза о социальном партнерстве по обеспечению внутреннего рынка ГСМ.
Это соглашение должно обеспечить стабильные цены на внутреннем рынке нефтепродуктов, для чего предполагается увеличить поставку нефти на него до 12 млн. тонн. Очевидно, эта схема - ответ министра на недавний бензиновый кризис в стране, развитие которого удалось предотвратить жесткими административными мерами.
Но постоянно действовать административными запретами и давлением здесь не получится. Поэтому министр заранее готовит правовую базу под социальное партнерство между производителями ГСМ, их основными потребителями и государством. При этом целью для всех сторон остается низкая цены на ГСМ, при любых внешних колебаниях ценовой конъюнктуры. Например, по оценкам министерства, средняя заводская цена дизельного топлива должна составлять 36 тенге за литр. Основным потребителям внутри страны, прежде всего - сельскому хозяйству, это будет, конечно, выгодно, но что скажут на это производители топлива? В целом же шансы В. Школьника остаться во главе МЭМР можно оценить как хорошие.
Министр Ерболат Досаев, по мнению многих, считается одним из первых кандидатов на расставание с руководящим креслом. Да, в село вернулись ФАПы (фельдшерские акушерские пункты), отремонтированы многие больницы и поликлиники, в больницы стало поступать современное оборудование, лучше стало снабжение лекарствами, немного улучшилось и материальное положение медицинских работников. Но для страны, наметившей через десять лет войти в число 50-ти развитых стран мира, этого явно недостаточно.
Не решены вопросы диспансеризации населения, недостаточно ведется борьба с опасными социальными болезнями, например - с туберкулезом, рост которого в стране продолжается.
Система ранней диагностики во всех регионах, в каждом медицинском учреждении, с помощью современных средств - УЗИ, ЭКГ, рентгена, гастроскопии - остается также только в планах. Стране необходимо кардинальным образом менять отношение к детской и подростковой медицине, создать систему постоянного медицинского мониторинга населения, прежде всего - беременных женщин, детей. Попытки развивать телемедицину, мобильные медицинские пункты так и остались на уровне единичных экспериментов.
И таких проблем, которые не решаются, хотя деньги на это имеются, можно назвать очень много.
В рамках правительственного отчета перед парламентом выступила министр труда и социальной защиты Гульжан Карагусова. Она проинформировала их, как реализуется программа углубления социальных реформ на 2005-2007 годы.
В цифрах - полный "ажур": средняя зарплата бюджетников увеличилась в этом году на 50 процентов, у врачей достигла 25 тысяч тенге, у учителей - 28 тысяч тенге.
Минимальная пенсия по старости достигла уровня 9200 тенге, а средняя по стране - 12255 тенге. Министр особо отметила, что в Казахстане на сегодня - самые высокие пенсии в СНГ. Однако парламентариев интересовало другое: почему в ведомстве г-жи Карагусовой засилье бюрократизма и волокиты, почему пенсии и пособия люди получают с задержками, а на оформление документов порой уходят недели? Почему инвалиды, самая незащищенная категория населения, лишены возможности работать на специализированных предприятиях, которые министерство попросту игнорирует?
Создавать рабочие места для инвалидов - прерогатива местных властей, парировала министр. Правительство сегодня разрабатывает специальные программы по борьбе с бедностью, предусматривающие усиление адресной социальной помощи и, что еще интереснее - "предупреждение иждивенчества"… Госсоцпособия для инвалидов с января будущего года увеличены на 1 тысячу тенге, а по потере кормильца - от 300 до 1000 тенге.
Резкие и порой жесткие оценки парламентариями работы ведомства под руководством Г. Карагусовой, конечно, не станут окончательным аргументом в вопросе продолжения работы на посту министра, однако к ней и у мажилисменов, и у общества накопилось немало претензий.
А ответы на многие вопросы мы получим в час "Икс", когда Президент примет решение…