Перед богом и людьми

Обряд “неке кыю”, венчание в церкви… В последние годы наряду с официальной регистрацией брака в органах загса казахстанцы все чаще практикуют и этот вид закрепления семейно-брачных отношений.


У мусульман обряд “неке кыю” сегодня воспринимается как красивая духовная традиция, во время которой происходит единение душ и сердец супругов перед Аллахом. Неке совершается имамами бесплатно, в присутствии родителей и других свидетелей после выплаты женихом невесте подарка – махра – в виде серег или других ценных подношений. В Коране оговаривается, что жених не должен скупиться на подарок. Невеста не вправе заключать брак без разрешения и в отсутствие на церемонии неке опекуна – отца, старшего брата или дяди, деда или другого близкого родственника. Он словно бы передает мужу ответственность за девушку.

В Объединенных Арабских Эмиратах жене после обряда неке выдается своего рода сертификат, где четко обозначается статус жены, пусть даже второй, третьей или четвертой. В случае смерти супруга жена может претендовать на часть его имущества. Если жена не захочет, чтобы у мужа была вторая жена, то муж обязан подписать такой документ. Словом, обряд закрепляет права мусульманской женщины вопреки устоявшемуся представлению о ее бесправности.

В Казахстане подобные духовные браки не имеют юридической силы. И практиковать лишь их – весьма легкомысленно, особенно для женщин. Правда, недавно депутаты предлагали закрепить законодательно и эти браки. Но, видимо, пока не время…


Поговаривают, что на волне вовлечения молодежи в ислам в некоторых областях Казахстана начали появляться отдельные случаи такого явления, как временный брак – мут’а. Но, по словам заместителя Верховного муфтия Мухаммада Хусейна АЛСАБЕКОВА, временный брак, или брак для удовольствия, запрещен в ханафитском мазхабе, да и в целом у суннитов, к которым относят себя мусульмане Казахстана. Такой брак приравнивается к прелюбодеянию.

– Мут’а – понятие, широко распространенное среди шиитов. Но в нашу жизнь его стараются привнести салафиты, – поведал нам другой эксперт. – К примеру, английский историк и публицист Дэниэл Пайпс пишет, что у суннитов существует эквивалент мут’а, называемый мизиар, или брак путешественников. Он пишет, что брак типа “мизиар” был привнесен в Иран египтянами, которые работали в странах Персидского залива. Эти браки продолжают существовать, поскольку мужчины предпочитают их прелюбодеянию, а женщины соглашаются вступать в них, чтобы иметь мужчину около себя. По сути, это разрешенная проституция. Тем самым салафиты в первую очередь обманывают наших девушек, принявших ислам. Зачастую временные браки заключаются в присутствии знакомых или друзей, даже без присутствия имама. Потому что имам ханафитского мазхаба никогда не проведет такой обряд. А через некоторое время брак можно и расторгнуть. Более того, бывший муж может “передать” жену своему другу или знакомому и так далее. И, по большому счету, в мут’а муж не обязан содержать жену и не несет перед ней никаких обязательств.

Для Казахстана подобные браки неприемлемы, да и опасны: в таких женщинах их так называемые “религиозные мужья” могут видеть и потенциальных шахидок, способных пойти на все.

Представители почти всех конфессий отмечают, что для полноценного брака любовь желательна, но не обязательна. 

В православии, по словам протоиерея Евгения ИВАНОВА, любовь в браке – это прекрасно, но он может быть заключен и по здоровому христианскому расчету: 

– Брак в православии служит орудием спасения души. Муж и жена помогают друг другу в деле восхождения к Богу. Семья – это малая церковь. 

Любовь не является неотъемлемым атрибутом брака. Ведь священник не спрашивает у алтаря: “Любишь ли?”. Скорее спросит: “По своей ли воле женишься (выходишь замуж)?”. Если даже нет ярких чувств друг к другу, но при этом люди понимают, что хотят от жизни, то тогда можно заключать брак. Ему предшествует так называемый “брачный обыск”: выясняется, не состоят ли молодые в родственной связи? Только после этого дается разрешение на обручение. 

Сегодня обручение и венчание проходят одновременно, однако в старину между этими двумя таинствами проходило время: невесте и жениху давалась возможность раздумья. Во время обручения молодые обменивались кольцами, символизировавшими нерушимость нарождающегося союза. Но расторгнуть обручение в исключительных случаях не считалось зазорным. Другое дело – венчание, совершаемое в церкви при большом стечении родных и близких. 

– Жену или мужа берут перед всеми и обещают друг другу вечную верность перед Богом и людьми, – продолжает протоиерей Евгений Иванов. – Нет никаких тайных романтических браков, как у Шекспира. Молитва родителей и их благословение очень важны в венчании. Тем самым объявляется основание домов. А возлагаемые во время венчания на головы молодых венцы, короны символизируют их царское достоинство и духовную красоту. 

До венчания молодые не должны вступать в интимные отношения, это считается грехом.

Еврейский народ – один из последовательных приверженцев традиций. Большое значение он придает именно семейным отношениям, браку и бракосочетанию.

– Традиционная помолвка и церемония бракосочетания могут быть проведены, если и жених, и невеста – евреи, – рассказывает главный раввин Казахстана Ешая КОГЕН. – На помолвку собираются родственники и друзья. При желании жених дарит своей избраннице подарки. Но передает их через третьих лиц, чтобы никто не мог подумать, что был совершен акт вручения кольца, которое  является свидетельством заключения брака. После помолвки наступает время подготовки к бракосочетанию. До него заключается брачный контракт “Ктуба”, его подписывают при свидетелях. В нем указываются обязанности мужа перед женой. Например, муж должен обеспечивать жену жильем, питанием и одеждой, исполнять супружеский долг. Предусматривается и пункт, при котором женщине в случае смерти супруга или развода гарантируется определенная сумма. Контракт вручается невесте во время бракосочетания.

Обряд бракосочетания проходит под “хупой” – специальным балдахином, который символизирует присутствие на земле третьего участника брака – Бога. Невесте закрывают лицо непрозрачным покрывалом: это означает, что выбор свой она сделала не глазами, а душой. Посвящение в жены жених производит передачей кольца. Принято использовать для этого простое кольцо со словами: “Этим кольцом ты посвящаешься мне в соответствии с законами Моше и еврейского народа”. 

В завершение таинства раввин зачитывает 7 благословений над бокалом вина. Жених разбивает бокал ногой в знак печали по разрушенному храму на земле иерусалимской и того, что ни один еврей даже в момент самой большой радости не забывает об этом. Только после хупы молодых оставляют наедине – теперь они одна семья, одно целое. 

– В Римско-католической церкви таинство брака – венчание – совершается священником во время богослужения по обоюдному согласию вступающих в брак и в присутствии свидетелей, – рассказал журналисту “Каравана” отец Карлос ЛАОЗ. – Таинство брака совершается в очень торжественной атмосфере, так как любовь – это самый большой дар, данный нам Богом. Храм украшается цветами, поются соответствующие песни, священник проповедью наставляет новобрачных на их супружескую жизнь.

Венчание как таинство совершается самим Богом в лице священнослужителя и не может быть расторгнуто никакой человеческой властью. Второй брак возможен только в случае смерти одного из супругов. Кому-то это покажется очень требовательным, но на самом деле это гарантия настоящей любви: каждый из супругов уверен, что другой не покинет его никогда. Только при такой гарантии человек в браке может стать счастливым. Человеческая любовь – это искра Божественной любви. Люди, полагающие, что любовь не вечна, не понимают этого и думают, что любовь – это только эмоции, которые приходят и уходят.