Пенсионная лотерея

Время от времени прокатываются панические разговоры: мол, в пенсионных фондах почти не осталось наших накоплений, говорят, их уже давно потратили!

Но, как говорят специалисты, утверждать, что пенсионные фонды уже остались без тиына наших накоплений, – абсурдно: наши пенсионные накопления хоть и держат в частных банках, но их возврат гарантирован государством, причем с учетом инфляции.

ДОХОДОВ НЕ ОБЕЩАЕМ!

Опять же, если вас не устраивает работа вашего НПФ, деньги можно будет перевести в другой фонд. Эксперты говорят, что, дважды в год меняя НПФ, можно неплохо нарастить свой пенсионный капитал – вычисления довольно сложные. Но знающие люди подсчитали и сказали – да, это выгодно.

Главное – знать, куда переходить и как выбрать фонд получше. А вот с этим – проблемы.

По новым правилам, установленным регулятором для пенсионных фондов, они должны раскрывать для вкладчиков содержимое своего инвестиционного портфеля. И вкладчик уже сам оценивает состоятельность того или иного фонда.

Говорят, что НПФ очень долго противились этому: ведь в этом случае никакого секрета для конкурентов уже не останется. Хотя…

– Никакое управление сегодня не гарантирует высокую доходность,– считает Мария ХАДЖИЕВА, директор департамента надзора за субъектами рынка ценных бумаг и накопительными пенсионными фондами АФН. – Оно просто дает возможность в долгосрочном периоде, сглаживая все падения и взлеты фондового рынка, обеспечивать достаточно стабильную доходность в течение длительного периода. Это самое основное в доверительном управлении деньгами. Сейчас мы ужесточили политику для пенсионных фондов, в первую очередь напирая на как можно большую диверсификацию активов – для уменьшения потерь.

Любой вкладчик НПФ может не только посмотреть структуру инвестпортфеля своего НПФ, но и получить полную консультацию по вопросу инвестирования. НПФ обязаны рассказать, какие ценные бумаги ими приобретены, какую доходность они приносят.

Вкладчикам не осталось выбора: они уже стали участниками фондового рынка, и если они хотят накопить побольше к старости, то просто должны учить финансовую грамоту.

И не стоит выбирать фонд только потому, что он предоставляет вам сиюминутные льготы на приобретение мебели или производство ремонта. Это не тот показатель, на который надо обращать внимание.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Магбат Спанов, доктор экономических наук:

– Сегодня из-за спада экономики мы будем наблюдать падение по всем фронтам. И пенсионные фонды – не исключение. Во-первых, из-за увольнений и сокращений заработной платы будут снижаться и сами пенсионные отчисления в фонды, во-вторых, их будет съедать инфляция, в третьих, из-за кризиса многие предприятия задерживают пенсионные отчисления или вовсе их не перечисляют в надежде поиметь прибыль от “прокрутки”.

К тому же сейчас область вложения денег вкладчиков резко ограничилась. О доходности на время придется забыть. Почти вся нарабатываемая прибыль тратится пенсионными фондами на свои текущие дела.

Поэтому, я думаю, сейчас, как в той поговорке: не до жиру, быть бы живу. Надо думать о том, чтобы сохранить имеющиеся пенсионные накопления. Думаю, что в итоге отвечать кошельком за все происходящее придется государству.

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ

Итак, на повестке дня стоит не столько вопрос об эффективности размещения наших пенсионных накоплений, сколько об их сохранности. Одним из последних требований АФН стало доведение доли государственных ценных бумаг в портфелях пенсионных фондов до 30 процентов.

В одном из пенсионных фондов нам поведали: выполнять это требование придется, хотя это и не совсем выгодно:

– Обещанная доходность от ценных бумаг государства – примерно 8,4 процента. Это примерно месячная накопленная инфляция, а по результатам года реальная инфляция может достигать 10 и более процентов. Так что доходность минусовая…

Впрочем, доводы государственного финансового регулятора тоже понять можно.

По мнению Марии Хаджиевой, ГЦБ обеспечивают достаточно хорошую ликвидность пенсионных фондов: ценные бумаги Министерства финансов, ноты Нацбанка всегда востребованы, их можно продавать и покупать на рынке. Такой способностью сегодня в Казахстане обладают отнюдь не все ценные бумаги.

ФАКТ

По данным АФН, в июле 24 компании, входящие в официальный листинг А фондовой биржи, допустили дефолт. 15 из 24 компаний активно торговали своими ценными бумагами на фондовой бирже. Из 15 компаний три уже погасили свои обязательства. По ним дефолт погашен, все обязательства выполнены.

Напомним, что в листинге А находятся те компании, акции которых отличаются наибольшей стабильностью и ликвидностью на фондовом рынке. Надо заметить, что туда входят в основном финансовые организации.

КТО ОТВЕТИТ ЗА ПОТЕРИ?

– Ни один пенсионный фонд не отвечает за инвестиционный доход. Вы сами – кузнецы своего богатства, – заявил нам управляющий директор департамента маркетинга и регионального развития пенсионного фонда “Ќорєау” Маулет ЕРКИБАЕВ. – Другой вопрос, что из ваших пенсионных активов фонд забирает 0,05 процента, а от инвестиционного дохода – 15 процентов. Поэтому вы вправе требовать от фонда более стабильной работы либо воспользоваться своим правом два раза в год менять фонд. Но сейчас все фонды находятся примерно в одних и тех же условиях инвестирования, просто в инвестпортфелях фондов одних ценных бумаг больше, чем в других. Например, преимущество мелких фондов в том, что они могут в случае падения стоимости акций продать их быстро и безболезненно. Да и потери у них будут не столь значительные. В больших фондах с этим сложнее: рядом с ними обязательно будут крупный банк, крупная страховая компания и, может быть, еще паевой инвестфонд, они могут по кругу передавать неликвидные акции, на деле же не избавляясь от них, и при этом говорить своим вкладчикам, что у них низкий кредитный риск.

Однако есть и другое мнение. Мария Хаджиева считает, что у крупных пенсионных фондов больше возможностей диверсифицировать свой инвестпортфель, то есть вложить деньги вкладчиков в акции наибольшего количества эмитентов.

Кроме того, с апреля пенсионным фондам предписано, подобно банкам, делать провизии.

Это означает, что ежемесячно им нужно проводить тестирование на обесценение ценных бумаг, находящихся в их портфелях, и формировать резервы на покрытие возможных потерь. Проще говоря, вкладывая 10 тенге в какую-либо акцию, фонды должны иметь про запас еще 1 тенге. Размер резерва определяется НПФ самостоятельно на основе критериев, установленных уполномоченным органом.

Представители пенсионных фондов считают, что приравнивание фондов к банкам некорректно. Во-первых, потому что банки имеют дело с кредитами и перекладывают все издержки на плечи заемщиков. У фондов в клиентах ходят компании, допущенные к листингу, а стало быть они более прозрачны, но издержки при этом ложатся на плечи самих фондов.

Более мелкие фонды в таком случае в скором времени просто не потянут: ведь пенсионные активы ежегодно растут как минимум на 300 миллиардов тенге!

– Ничего с этим не поделаешь: мы считаем, что капитализация наших пенсионных фондов недостаточна. И с ростом пенсионных активов она должна увеличиваться, – говорит Мария Хаджиева. – Фонды должны рассчитывать соотношение риск/доходность и обеспечивать доходность, а возникающие убытки покрывать за счет собственных средств. Пенсионные деньги носят социальный характер, поэтому рисковать ими можно, только подстраховав их максимально.

ЧТО В ПОРТФЕЛЕ?

По данным Агентства по финансовому надзору (АФН) на 1 июня 2009 года, 29,7 процента всех пенсионных накоплений Казахстана сегодня вкладываются в государственные ценные бумаги РК, негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов – около 12 процентов, государственные ценные бумаги иностранных эмитентов – 5,5 процента, вклады в банках составляют около 5,45 процента, в ценные бумаги международных финансовых организаций вложено 5,79 процента, в негосударственные ценные бумаги эмитентов Казахстана – около 40 процентов – около 0,22 процента – составляют производные ценные бумаги.

Но общие цифры не отражают положения дел в отдельно взятом фонде. Так что не поленитесь, узнайте, во что вложили ваши средства в вашем пенсионном фонде!

ПРОСТО ЦИФРЫ

На 1 июля 2009 года, по данным АФН, в Казахстане количество вкладчиков НПФ составляло 9 536 591 человек. На их счетах было накоплено 1 триллион 645 миллиардов тенге.

В результате автоперевода “двойных счетов” в июле, то есть сведения в один счет нескольких счетов одного клиента, их количество сократится примерно до 6 миллионов 867 тысяч. В этом случае на каждого вкладчика НПФ в Казахстане будет приходиться примерно 236 тысяч тенге.

Сумма чистого инвестиционного дохода, зачисленная на счета вкладчиков, составила на 1 июля 2009 года 410, 8 миллиарда тенге. Прирост составил 103,8 миллиарда тенге с начала года.

Жанар КАНАФИНА