День Победы в этом году стал днем поражения для всех казахстанцев-инвалидов, потерявших здоровье на производстве. 9 мая вступил в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам страхования и финансирования”. Теперь компенсацию за производственную инвалидность будут платить лишь до наступления пенсионного возраста. А 10 мая в АО “АрселорМиттал Темиртау” вышел приказ о приостановлении регрессных выплат всем пенсионерам.
Карагандинские шахтеры-регрессники, на протяжении четырех лет боровшиеся за право получать компенсацию в размере заработка ныне действующих работников и только недавно отпраздновавшие победу, не могут прийти в себя от потрясения. Больше всего их поразило то, что новый закон был принят в обстановке строжайшей секретности.
– Мы узнали о нем совершенно случайно, – признается жена шахтера-регрессника, председателя ОО “Уакыт” Владимира ГРАЧЕВА Татьяна. – Человек, потерявший здоровье на производстве, лишается работы. Хорошо, если до этого он успел выработать свой трудовой стаж. А если нет? Тогда к наступлению пенсионного возраста он остается с “минималкой”.
Слова женщины подтвердил 68-летний инвалид второй группы Вадим ТЕРЕХИН:
– Когда выходил на пенсию в 2010 году, при ее расчете мне учли только шахтерский стаж и взяли за основу зарплату горного мастера на 1995 год – 5 тысяч тенге. Мне, шахтеру, не хватило даже на минимальную пенсию. Сейчас получаю 32 тысячи. Жена, проработав 35 лет на обувной фабрике, получает 35 тысяч. Нас спасали только мои регрессные. Теперь такой удар под дых! Я остаюсь с пенсией в 32 тысячи тенге. А мне надо не только жить на что-то, но и лечиться!
Таких шахтеров, отдавших здоровье ради обогащения работодателя и оставшихся с минимальной пенсией, как полагают общественники, в Карагандинском регионе с каждым годом будет все больше. Уже сейчас здесь насчитывается около трех тысяч инвалидов труда – шахтеров. А если посчитать по всему Казахстану, и не только шахтеров?
Профсоюзы также пребывают в шоковом состоянии от “финта” законотворцев.
– Мы были не в курсе, – призналась председатель территориального объединения профсоюзов Любовь КУАНЫШБЕКОВА.
– Собираемся на прием к министру труда, чтобы получить подробные разъяснения, – говорит глава профсоюза угольщиков “Коргау” Марат МИРГАЯЗОВ. – Распространяется ли закон на существующих регрессников-пенсионеров или только на тех, кто выйдет на пенсию после принятия данного акта? В любом случае будем добиваться его отмены, ведь в 63 года у инвалида никто болезнь, полученную на производстве, не отнимет. Работодатель должен компенсировать ему лечение и при выходе на пенсию.
– Это нож в спину! – убежден председатель инициативной группы регрессников “кому за 70” Дулат АККОШКАРОВ. – Регрессникам, профсоюзным и общественным организациям надо объединиться для решения этой задачи.
Регрессники говорят, что готовы снова пойти по уже знакомому кругу чиновничьих кабинетов – до самых верхов. Вот только все ли из них доживут до новой победы?
Караганда