Несмотря на пробку, устроенную на границе китайской стороной, грузы в Казахстан всё же проходят. У нас работает несколько компаний, чьи фуры и контейнеры проходят через границу. Да, медленнее, но идут. Общий грузопоток сократился, на глаз, в 20 раз.
– Китайцы говорят, что задержка в пропуске грузов связана с пандемией и борьбой с коронавирусом. Не знаю, насколько это правда, но такие же контейнеры, но на Россию и Кыргызстан, проходят в разы быстрее, – рассказал “КАРАВАНУ” таможенный брокер, пожелавший остаться инкогнито. – Да, также мы видим, что через границу проходит контрабанда. Видимо, контрабанда, потому что система рисков таможни очень лояльно относится к некоторым компаниям-операторам.
Есть еще 2 причины резкого подорожания логистики. Первая: нехватка контейнеров в Китае. Из-за пандемии и сокращения производства в США и Европе Китай нарастил туда экспорт. А так как большая часть грузов уходит в контейнерах, то за океаном скопилось немалое их количество, которые китайцы не успевают вернуть домой. Их производство тоже не в состоянии восполнить дефицит.
– Недавно к нам приезжали наши китайцы (партнеры. – “КАРАВАН”), – рассказывает собеседник. – Хотели купить контейнеры в Казахстане. Думали, что у нас всё остается. Так и уехали ни с чем. Так что тут тоже дефицит образовался.
С другой стороны, увеличение по времени цикла оборачиваемости заставляет владельцев контейнеров поднимать цену на их аренду. Если ранее один контейнер оборачивался за 1 месяц, то теперь – за 6 месяцев в лучшем случае.
– Рост цен на ширпотреб на рынках – естественная реакция на дефицит, – рассказал “КАРАВАНУ” председатель совета Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий ШЕСТАКОВ. – На той стороне границы с Китаем собралось несколько тысяч казахстанских вагонов и контейнеров. В них товары на миллионы долларов, принадлежащие казахстанским предприятиям и физлицам. И они все не могут попасть к нам. Там стоят грузы, которые должны были пройти границу еще в июне. По моим прикидкам, грузопоток из Китая в Казахстан сократился в 5 раз. Когда будет разобрана эта пробка – не знает никто. Китайские таможенные власти говорят, что задержки связаны с санитарными требованиями против COVID. Но транзитные грузы проходят через границу легко. Такие же контейнеры в Кыргызстан и Россию оформляются быстро. Они никакой санитарной угрозы никак не несут? Непонятно.
– Я считаю, – сказал Геннадий Алексеевич, – что Пекин включил экономический рычаг давления на Казахстан. Возможно, из-за отказа дать в аренду земли китайским сельхозкомпаниям. Или как аргумент на переговорах по разделу приграничных рек. Каких-то больших потерь для рынка я не вижу. Доводы китайской стороны надуманны, и их легко обойти, нужно только время.
Например, можно оформлять казахстанские грузы на кыргызские или российские компании. Трудности будут только у комитета госдоходов.
Налоговикам придется поработать, чтобы вычленить контрабанду. И этой ситуацией должны заниматься МИД и минторговли. Это их сфера.
– К сожалению, я пока не вижу, как может воспользоваться ростом цен на ширпотреб наша легкая промышленность, – говорит директор ТОО “Медиатекс-Н” Олег НОСОВ. – Мы завозили сырье из Китая. Сейчас возим мало. Контейнер идет два с половиной месяца. Логистика затруднилась, и на нас это тоже отражается. Перешли на сырье из Турции, получается чуть дороже. Но зато быстрее. Сказать, что для нас такой рост цен на ширпотреб – это шанс, и мы все побежали работать быстрее – скорее нет, чем да. Для того чтобы мы развивались, нужны системные изменения. Но этого никто не делает. Очень сильно нам наступают на пятки Узбекистан и Кыргызстан. Что касается трикотажа, то узбеки, можно сказать, захватили наш рынок, поэтому с ними очень тяжело конкурировать в дешевом сегменте. Остается только дорогой сегмент, где нужно особое качество.
АЛМАТЫ