Проект требований к медицинскому заключению о состоянии здоровья и перечня заболеваний, препятствующих регистрации кандидатом в президенты Республики Казахстан, был вынесен на публичное обсуждение 10 апреля. Значились в нем 127 психологических отклонений, которыми не должен страдать глава государства. Уже 12 апреля перечень утвердили, сократив его при этом до 107 пунктов.
В Центризбиркоме и минздраве резонно посчитали, что эксгибиционизм, склонность к садомазохизму и прочие сексуальные наклонности, затрагивающие интересы двух половозрелых партнеров, – это личное дело каждого и преградой на пути к главному креслу страны быть не должны.
Тем не менее в утвержденный список вошли все виды шизофрении, паранойя, различные мании, биполярное расстройство личности, а также помутнения сознания, вызванные алкоголем или любым видом наркотиков. Из сексуальных расстройств, мешающих занять пост президента, решено было оставить педофилию.
К приказу в приложении есть образец справки, которую кандидат должен в течение трех дней получить в организациях здравоохранения по месту прикрепления.
Наш корреспондент попытался выяснить, где именно потенциальный президент может доказать свое психическое здоровье. Ну хотя бы в столице.
Ставить столь серьезные диагнозы человеку может только психиатр, следовательно, в поликлиники можно даже не идти: там сидят психологи и психотерапевты, не уполномоченные клеить на людей ярлыки “псих” или “наркоман”. "Голосуй, а не то проиграешь": кто выдвинет свою кандидатуру на пост Президента РК
Остается лишь один адрес: ГКП на ПХВ “Центр наркологии и психотерапии” акимата г. Нур-Султан (на самом деле на сайте написано “акимата г. Астаны”, но будем верить, что люди, работающие там, в курсе изменений, просто не успели поменять сайт).
Мы позвонили в регистратуру и честно спросили: за какую сумму они готовы выдать справку о том, что человек не псих?
– Если вам нужна справка на госслужбу, то она стоит: 830 тенге – психиатр, 3 600 тенге – анализ у нарколога. Когда психиатр будет вас проверять через базу, выйдет информация о том, состоите вы на учете по тому или иному заболеванию или нет. Анализы на содержание наркотических веществ вы сдаете здесь, бокальчики на мочу здесь даются, – проконсультировала нас девушка в регистратуре.
То есть для тех, кто не понял: никаких сложных тестов на выявление скрытых психиатрических патологий над кандидатами проводить не будут. Да и правильно, зачем? В президенты абы кто не баллотируется, правда же?
Ну были пару раз личности, которым их правление во сне привиделось, но они же все равно не прошли… А с этого года самовыдвижение на главный пост в Казахстане вообще запрещено, а общественное объединение, наверное, понимает, кого можно выдвинуть, а кто в истерике по поводу и без бьется.
Тем более что всегда есть возможность подозрительного кандидата дообследовать.
– Иногда бывают такие ситуации, когда посылают к психиатру, чтобы консультативный лист принести. Тогда идет разговор с психиатром, и он уже подтверждает. Но это по обращению начальства – если за время работы вы стали психовать, кидаться на кого-то, то тогда вас направляют, – объясняет та же девушка из регистратуры. "Казахстанская депрессия": как наши соотечественники пытаются стать хоть чуточку счастливее
А вот с педофилами всё еще интереснее. Столичная дурка такой диагноз ставить права не имеет.
– Если надо исключить вероятность того, что мужчина педофил, если есть такое подозрение, то нужно обращаться в судебно-психиатрическую экспертизу. Только суд может подтвердить у человека педофилию, – объяснила нам девушка.
То есть по факту человеку просто выдается справка, что он по такому обвинению не был осужден.
Тут, конечно, можно было бы съязвить о том, что не пойман – не псих и не педофил, но не будем. Потому что верим, что в президенты баллотируются достойные граждане со стальными нервами, крепкой психикой и кристально чистыми моральными качествами.
НУР-СУЛТАН