На первый взгляд подобный замысел выглядит абсурдным. По меньшей мере он применим лишь в сельских малокомплектных школах, где дети всех возрастов вынуждены ютиться в одном кабинете. Но преподаватель с почти 30-летним стажем Анатолий Швайдюк уверяет, что именно нынешняя система образования является губительной для учеников:
– Я давно пришел к выводу, что ныне существующей классно-урочной системе присущ целый ряд неразрешимых противоречий. Самое главное из них заключается в огромном различии между способностями учащихся и единым темпом обучения. Сегодня изучение программного материала происходит на уроках в одном темпе, независимо от способностей школьников, что тормозит сильных и делает безнадежно отставшими слабых! В итоге в старших классах почти половина учащихся просто “присутствует” в классе. Спросите любого учителя, и он скажет: наши троечники – это же реальные двоечники, которые, ничего не делая, просто переходят из класса в класс.
Что же Швайдюк предлагает взамен? Он рекомендует использовать методику коллективного способа обучения, в которой исчезает понятие “класс” как одновозрастной группы детей, а формируются разновозрастные отряды. По замыслу автора, ученик не должен переходить к новой теме, пока не освоит предыдущую и не получит по ней оценку:
– Разновозрастные коллективы должны формироваться примерно с пятого класса. Ученик сам решает, к какому учителю идти, каким предметом и по скольку часов заниматься. Правда, и ответственности, и работы будет значительно больше. Попробуйте отвечать по каждому предмету каждую тему! Кроме того, коллективный способ обучения опирается на работу в сменных парах. То есть ученик работает не только с преподавателем, но и с более слабыми учащимися вне зависимости от возраста. Иными словами, выступает в роли самого педагога: учится сам и учит тех, кто отстает. Тем самым приобретает навыки самообразования и изложения. Это уже уровень компетентности, а не просто поглощения информации.
Чиновники к идее учителя физики из средней школы № 43 отнеслись скептически. Не захотели поддержать коллегу и преподаватели, которые просто не готовы к подобным реформам:
– Я обращался во все инстанции. Сначала был у директора департамента среднего образования. Затем в городском управлении образования… И везде мне говорили, что это очень интересно, но подобные преобразования не в нашей компетенции.
А совсем недавно разработкой Анатолия Николаевича заинтересовались в Екатеринбурге. Тамошний госкомитет по инновациям предлагает ему составить бизнес-план и приступить к реализации проекта. Однако казахстанского педагога чужие края не прельщают. Он хочет работать по этой методике с реальными детьми здесь, дома.
Астана