Педагогическая проза

Мы привыкли говорить о них в депрессивно-сочувственном тоне: бедные, униженные государством, плохо одетые. Власти ими помыкают: и одно песталоцци наших заставляют делать на общественных началах, и другое, и пятое-десятое. Но почему они - такие? В чем причина массовой убогости педагогических коллективов? Вряд ли все объясняется только маленькой зарплатой.
Вот свеженькая информация для размышления. В алматинской школе № 1 ученикам велели в обязательном порядке сдать по двести тенге на пластиковую карточку для проезда в общественном транспорте. Многие родители не выдали детям искомую сумму, поскольку те оным транспортом никогда не пользуются: либо ходят в школу пешком, либо папа с мамой подвозят на автомобиле. Вместо того, чтобы принять логичность доводов тех, кто вообще живет через дорогу от школы, учителя продолжали добиваться стопроцентной сдаваемости.
Директор приказал? Наверняка. Но вряд ли кто-нибудь приказывал говорить ребенку перед всем классом: "Опять не принес деньги? Ну, значит, твои родители так к тебе относятся!" Подобные педагогические приемы уж никак не оправдать тощим кошельком или усталостью от нагрузок.
Материальное положение всякий имеет право поправлять, не жалея собственных сил и смекалки. Если это не идет вразрез с уголовным кодексом или нормами морали. А вот что пришло в голову преподавателю казахского языка из школы № 5 южной столицы: этак незатейливо повесить объявление - мол, если кто чего не понял на уроке, можно позаниматься дополнительно. Но за дополнительную же плату. При этом на уроках детям даются заведомо невыполнимые задания - например, придумать (!) пословицу или поговорку. Кто получит кол - пожалте на платный факультатив. Если эту новейшую методику взять на вооружение повсеместно, то учителя могут обогатиться без хлопот и вечного нытья в адрес правительства - шуруй двояки всем подряд! Придут на дополнительные занятия как миленькие и денежки принесут со слезами на глазах. Кому хочется иметь плохую отметку за четверть? А ведь родителям куда проще заплатить, чем идти в неизвестность в поисках правды - твоему же ребенку она боком выйдет.
Медики по крайней мере принимают клятву Гиппократа. Учителем - а особенно при нынешнем дефиците кадров - может числиться любой, с грехом пополам закончивший, в принципе, любой вуз.
Конформисты и льстецы, необразованные и бездушные - почему эти люди учат наших детей? И чему, собственно…