Удивительно, что в Киргизии, где мед считается стратегическим продуктом, пчеловодов не жалуют. Сложности появляются на каждом шагу. Одних только справок и разрешений на пасеку нужно собирать всякий раз на несколько тысяч сомов, жалуются пчеловоды. К примеру, разовая установка платформы с ульями в Иссык-Кульской области облагается таким же налогом, как и выпас овец и коров на пастбищах, – около 3 тысяч сомов! Перевозить же и устанавливать ульи в места цветения трав приходится в среднем восемь раз за лето.
– Это же абсурд! – говорит пчеловод Геннадий КУРОЧКИН (на фото). – Скот на выпасе съедает и вытаптывает траву так, что лугам и пастбищам после этого требуется длительное время на восстановление. Пчелы же, наоборот, опыляя сельскохозяйственные и дикорастущие культуры, повышают их урожайность. Раньше председатели колхозов звали нас на свои поля и всячески поощряли, поскольку благодаря пчелам продуктивность их гречихи повышалась в несколько раз. Например, американцы и сейчас за установку пасеки рядом с цветущими растениями платят пчеловодам деньги!
Геннадию Курочкину 64 года. Пчеловодством он занялся по настоянию врачей в 1986 году. Благодаря своим питомцам вылечил тяжелую форму бруцеллеза. Теперь держит платформу с 30 ульями, чтобы иметь приработок к пенсии. По примеру Геннадия поступает и множество других жителей Иссык-Кульской области – благодатного края для пчеловодства и садоводства. Более того, на “выпас” своих пчел везут сюда из Чуйской области Киргизии, Бишкека, Кара-Болты, Тюбского района.
Смолистым прополисом, убивающим микробы, пчелы выстилают внутреннюю поверхность сот, рамки, вход и пол улья. Люди используют прополис для заживления ран, ожогов, лечения простудных, желудочных заболеваний, простатитов, женских болезней, бронхиальной астмы, туберкулеза, вирусного гриппа.
Но доходы от их деятельности могли бы вырасти в разы, если бы у пчеловодов была возможность сотрудничать с потребителями из соседних стран. К их сожалению, экспортировать продукцию сколь-нибудь солидными партиями довольно проблематично. Два года назад ветеринарная служба Киргизии ввела запрет на вывоз меда из-за случаев заболеваний свиным гриппом в стране. Угроза давно миновала, а запрет так и завис над пчеловодами. Видимо, в ожидании будущих эпидемий.
Известно, что казахстанцы имеют давнее пристрастие к иссык-кульскому меду, как и к ягодам и фруктам из этого региона. Теперь же нам остается довольствоваться в большей степени продукцией китайского производства, поскольку и свое восточно-казахстанское пчеловодство сейчас не в самой лучшей форме. А так хочется отведать настоящего, душистого, экологически чистого иссык-кульского медку!
Стоимость одной пчелиной матки сравнима со стоимостью одного щенка элитной породы собак и доходит до 100 евро.