Павлодарцы нашли жилье депортированной из России семье

Эта история потрясла многих горожан. Семья, депортированная из России, потеряв там дом, вынужденно поселилась в подвале павлодарской многоэтажки. Проблемы с отсутствием нужных документов и работы привели к безденежью и проживанию буквально на дне.

В подземелье сыро и темно, но вот в новогодние дни 46-летняя Марина Юдкина развешивала кое-какие украшения. Семейный праздник все-таки – пусть и в таких ужасающих условиях, на нескольких квадратных метрах. Ютиться тут пришлось Марине, ее двум сыновьям – 21 года и 14 лет, а также 19-летней дочери. У старшей дочери своя семья.

Жилище у Марины есть, но оно в России, куда женщина с детьми поехала в 2015 году по программе переселения. Вот только была выдворена из-за того, что опоздала с оформлением документов. Почему это случилось?

– Всего четыре дня просрочили. Просто выехать не могли на документирование из деревни – не на что было. Дочери и мне затянули выдачу зарплаты, не платили долго. Все случилось очень быстро – нас, в чем мы были, и вывезли. У детей – истерика. Суд, приемник. В общем, полный кошмар! Максимум ожидали штрафа, – вспоминает Марина. Нам предложили застрелиться: как казахстанцы обживают Воронеж

Словом, после того как семья упустила срок подачи документов на разрешение на временное проживание (так называемое РВП), суд принял решение депортировать их всех в Казахстан.

В российской деревушке остался дом, купленный на средства от продажи павлодарской квартиры. Так что вот уже два года Марина, сыновья и младшая дочь живут, где могут, то лето на даче проводят, то комнату в общежитии за 20 тысяч тенге снимут.

Женщина делится, что старший сын не может работать. После пережитой депортации у парня случился нервный срыв, и он лечится в психдиспансере. Младшая дочь также страдает расстройством психики. Марина же работала дворником. Неофициально, из-за тех же документов. Когда с началом зимы аренда выросла, то из квартиры перебралась в подвал дома. К тому же отец детей раньше помогал им, чем мог, а в последнее время ему это стало затруднительно. Он сам ухаживает за больной матерью.

На столь бедственное положение семьи обратила внимание известная организатор благотворительных акций Лариса АНДРЕЕВА. После чего к поддержке подключились волонтеры фонда “Вита” и сотрудники городского акимата, а также обычные люди.

Сотрудники отдела соцзащиты оказывают содействие с оформлением документов и предложили Марине временное место в кризисном центре для женщин с детьми, оставшихся без постоянного места жительства. Однако, по данным заместителя руководителя городского отдела занятости и социальных программ Рымкеш САГИНОВОЙ, поскольку дети болеют, то семья предпочла отдельное жилье и отдельный уход. Как меценаты нашей страны оказывают помощь социально незащищенным слоям населения

Что же с документами? Получается, что члены семьи не успели стать россиянами, но и гражданами Казахстана уже как бы не являются. Зависли между двумя странами.

Марине, чтобы официально устроиться на работу, да и детям, нужны справки, что они – не граждане России. Загвоздка в том, что за них надо платить да ехать еще при этом в Усть-Каменогорск. К слову, в Россию, по решению суда, Марине и детям въезд теперь запрещен в течение ближайших пяти лет. Что там стало с их домом, купленным, да не оформленным, они не знают. А вернуть долги по зарплате от российского работодателя Юдкины не надеются.

Благодаря Андреевой и социальным сетям о положении семьи узнали павлодарцы, казахстанцы. После чего фонд “Вита” организовал сбор средств.

– Мы дали объявление и собрали около 400 тысяч тенге. Сняли дом, оплатив за четыре месяца вперед. Купили стиральную машину, водонагреватель, благо вода в доме есть. Закупили продукты, мыло, моющие средства, а также уголь и дрова, которых хватит до конца зимы. Будут еще диван и ковры. Не новые, правда, но добротные, – рассказывает волонтер “Виты” Елена.

Корреспондент “КАРАВАНА” побывал в этом домике. Он небольшой, но теплый и довольно уютный. Марина – в хорошем настроении и говорит, что по сравнению с комнаткой в общежитии, с дачей и тем более с подвалом сегодня у них отличные условия. Пакеты с продуктами принесли также представители партии “Нур Отан”, пообещав оказать помощь в получении справок. Политолог Марат Шибутов: массовое переселение казахстанцев было в 90-х годах, но не сейчас

Старший сын уже не в больнице, а дома. Парень приходит в себя от нервного срыва, и семья теперь вместе. Дни напролет они проводят вместе с волонтерами.

– С документами вопрос решается. Одна справка уже готова, что Марина не приняла гражданство Российской Федерации. В ближайшие дни она выезжает в Усть-Каменогорск. В этом вопросе помогают специалисты павлодарского кризисного центра, отдела соцзащиты акимата и нуротановцы. В течение месяца вопрос с документами, думаю, будет закрыт, – рассказывает волонтер “Виты” Сергей.

Сама Марина вынужденно уволилась из КСК, где работала уборщицей-дворником. Говорит, что ей надо быть ближе к дому, к дочери. Волонтеры пробуют найти ей новую работу.

– Все у нас наладится. Продукты есть. Скоро, думаю, начну работать, да и сын поправится и тоже найдет работу, дочь пенсию начнет получать. Так что все будет хорошо. Спасибо огромное всем, кто откликнулся и помог. Всем вам доброго здоровья, – говорит Марина.

ПАВЛОДАР