Патриотизм или ошибка: нужно ли Казахстану импортозамещение

В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

Главная цель программы – увеличить объем валовой продукции села в два раза в 2028 году до 17 трлн тенге. Какими методами? Это отдельный разговор.

МСХ видит еще пять целей нацпроекта «Сильный АПК». В наших условиях планы, прямо скажем, наполеоновские. Это:

  • обновление сельхозтехники до 8-10 % в год;
  • повышение производительности труда в 2 раза, до 9,1 млн тенге;
  • увеличение экспорта продукции АПК в 2 раза, до 10 млрд долларов;
  • увеличение притока инвестиций в сельское хозяйство в 3,3 раза, до 3,2 трлн. тенге;
  • увеличение доли переработанной сельхозпродукции (молоко, мясо, семена масличных, рис, кукуруза, гречиха) до 70 %.

Ожидаемый эффект – самобеспечение по яблокам, колбасным изделиям, сырам и творогу, сахару (83 %), мясу птицы.

Общий объем финансирования – 15,7 трлн тенге. Из этой суммы 10,5 трлн – деньги возвратные. То есть они пойдут или на кредитование, или на лизинг.

Из республиканского бюджета должно прийти 9,4 трлн тенге, из местных бюджетов – 2,5 трлн тенге, своих денег и от банков – 3,8 трлн тенге.

По годам деньги должны поступить так:

  • 2024 год – 1,9 трлн тенге;
  • 2025 год – 3,6 трлн тенге;
  • 2026 год – 3,7 трлн тенге;
  • 2027 год – 3,9 трлн тенге;
  • 2028 год – 2,5 трлн тенге.

Какие проблемы надо решать

В целом министерство очень здраво оценивает все проблемы села. Но, как всегда, с небольшими нюансами. Они, как мушки, разбросаны по всему проекту. И если их не знать, то они совсем не бросаются в глаза. А сам проект смотрится добротным и крепким.

Производительность труда. Один человек на селе в 2023 году произвел продукта на 4,5 млн тенге. Это очень мало. У этого есть много причин.

Сколько бы ни говорили, что казахи мясоеды, но главный сектор АПК Казахстана все равно - растениеводство. Все пытаются заработать на монокультуре – пшенице. А она сопротивляется. Поэтому крестьянам предложено перейти на более рентабельные (масличные, сахарная свекла, кормовые) и менее влагоемкие культуры.

Селу не хватает оборотных средств на посев и уборку. По расчетам АПК надо 1,5 трлн тенге оборотных средств. При этом объем льготного кредитования в 2023 году составляет всего лишь 180 млрд тенге, или 12 % от потребности. Банки кредитовать крестьян не хотят из-за высоких рисков и отсутствия залогов.

Денег не хватает, поэтому фермер пытается на всем экономить. На семенах, удобрениях, пестицидах и агротехнических работах. Он не проводит снегозадержание, закрытие влаги, предпосевную обработку, вспашку зяби, химическую прополку. Это хорошо видно по цифрам:

  • обычное хозяйство вносит удобрений в пять раз меньше необходимого;
  • фермер не покупает элитные семена (доля оригинальных семян в стране – 0,8 %, в России - 1,5 %, доля элитных семян – 7,1 %, в России – 14,1 %). В целом по стране мы зависим по семенам пшеницы от импорта на 40 %, по овощам - до 100 %;
  • техника в Казахстане изношена на 80 %. Уровень обновления техники составляет 4,5 % при норме в 10 %.

Мы не используем выгоду от орошаемого земледелия. Из 2,2 млн га орошаемых земель фактически используются 1,5 млн га. Только на 300 тыс. га используются водосберегающие технологии. Поэтому наши овощеводы так зависят от воды из Китая, Кыргызстана и Узбекистана, и поэтому овощи у нас такие дорогие.

У нас низкая урожайность. Получить тонну пшеницы с гектара считается хорошим результатом. Норма в России и Беларуси – больше 2 тонн. Из-за этого цена на казахстанское зерно и муку выше, чем у соседей. За счет цены нас активно и вытесняют с рынков Узбекистана и Афганистана. 

Низкая продуктивность в животноводстве. Средние надои, яйценоскость и средняя живая масса КРС у нас ниже, чем у соседей: средний надой на корову – 2395 кг, средний живой вес бычка – 339 кг, средняя яйценоскость курицы – 205 шт. Причины тоже известны: слабая кормовая база, беспородный скот и низкое финансирование отрасли. Поэтому упущенная выгода в животноводстве составляет порядка 30 %.

А дальше в документе начинаются чудеса. Одним предложением сказано: «В целях масштабного внедрения агротехнологий в отрасль будет проведена работа по реформированию аграрной науки, в том числе путем модернизации инфраструктуры аграрных научно-исследовательских организаций, вузов и опытно-производственных предприятий, сельскохозяйственных опытных станций, а также подготовки для АПК конкурентоспособных и компетентных кадров с современными знаниями».

Какая работа? Кто ее будет делать? По каким программам? Где будут готовить специалистов для села? Сколько таких специалистов надо? И по каждому из пунктов всего проекта уже есть свои вопросы. Как в старой китайской инструкции: «Выньте детали, соберите двигатель. Пользуйтесь». И ни одной картинки, ни слова пояснения.

Пока только слово придумали

Главная проблема, в которую чиновники снова уперлись мозгом - самообеспеченность. А это не самая лучшая стратегия

«…начиная с 2010 года политика поддержки сельского хозяйства начала фокусироваться на импортозамещении вместо поддержки экспорта. Импортозамещение – популярная политика среди правительств, которая может создавать впечатление патриотических подходов во внешней торговле. …Однако международные исследования свидетельствуют о том, что большинство стран, которые применяли политику импортозамещения, так и не смогли укрепить свою конкурентоспособность и столкнулись со снижением эффективности сельского хозяйства. Такая ситуация наблюдается и в Казахстане, где, …объемы импорта так и не уменьшились, а экспорт сильно пострадал», - говорится в «Обзоре развития сельского хозяйства в Казахстане», подготовленном «ХалыкФинанс» в декабре прошлого года.

Казахстан – слишком маленький рынок. Даже несмотря на 20 миллионов населения. Чтобы внедрять новые технологии, надо рассчитывать на рынок от 100 млн потребителей. Это значит, надо стремиться развивать экспорт. Сначала в страны ЕврАзЭС, потом в другие страны. Кто и как будет стимулировать экспорт?

Тут нельзя не вспомнить про проект «Сыбаға», запущенный еще Асылжаном Мамытбековым. Несмотря на всю критику, этот проект был относительно прост и понятен: открываешь откормочную площадку, берешь кредитную линию, министерство помогает тебе закупить племенных телок и бычков. Точно такие же программы кредитования работали в коневодстве - «Құлан» - и овцеводстве - «Алтын Асық».

«Агрокредитная корпорация» до сих ставит эти программы себе в заслугу и считает, что она внесла «существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности, их доля в общем объеме производства продуктов питания по республике составила: по говядине – 18 %, баранине – 20 %, конине – 18 %, мясу птицы – 30 %, яйцам – 24 %, макаронным изделиям – 39 %, молоку обработанному и сливкам – 48 %, маслу растительному – 39 % и колбасным изделиям – 18 %».

Теперь выходит, что итог этих программ не подвели. Но всех во всем обвинили.

Ничего личного, только…

Как ни странно, в нацпроекте ни слова не говорится о бизнесе. Будто там до сих пор работают колхозы и совхозы. Весь документ директивный: сделаем то, сделаем это – и всем будет хорошо. А селу от этого хорошо будет? Чем вы будете людей завлекать?

«Целью национального проекта декларируется увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в два раза до 2028 года. По нашему мнению, цель нацпроекта – повышение эффективности сельскохозяйственного товаропроизводства как основного индикатора успешности ведения бизнеса в АПК. Но, поскольку конечные цели нацпроекта не оценены с этой точки зрения, невозможно оценить эффективность нацпроекта, предусматривающего увеличение объема валовой продукции в два раза при увеличении объема государственной поддержки АПК также в 2 раза», - считает председатель совета учредителей «Союз зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана» Евгений Ган.

Все проблемы села МСХ предлагает решать, залив село деньгами. Оборотный капитал оно предлагает пополнять льготными кредитами со ставкой не более 5 %. На семена, удобрения, пестициды и ГСМ. А госкомпании будут проводить форвардные операции на 1,5 трлн тенге ежегодно.

Технику предложено обновлять через льготный лизинг. На это будет выдаваться не менее 450 млрд тенге ежегодно. И тоже по ставке 5 %.

«Это замечательно, так как село в последние годы поизносилось, и деньги нам не помешали бы. Но, судя по всему, большая часть денег уйдет все-таки банкам на снижение ставки, а не реальным крестьянам», - сказал в беседе один из экспертов.

Обычно задача государства - не накачать отрасль деньгами, а создать условия, при которых люди могут сами инвестировать деньги в интересные проекты. Поэтому соотношение инвестиций государства и бизнеса 1 к 1 говорит, скорее, о том, что само министерство не уверено, пойдет ли частный бизнес в село. Значит, в министерстве здраво оценивают свои возможности. Поэтому и просят денег побольше.

Возьмем, например, цель - «обновление сельхозтехники до 8-10 % в год». То, что казахстанское село работает на старых тракторах и комбайнах, известно давно. Благо это старье поддается ремонту, а большая часть механизаторов или успели отучиться в советской системе профтехучилищ именно на механизаторов, или учатся у своих отцов.

Но в Казахстане действует драконовский утильсбор на всю технику, в том числе и на сельхозтехнику, напоминает глава ассоциации картофелеводов и овощеводов Кайрат Бисетаев.

«В недрах правительства идет утверждение новых правил инвестсубсидирования, где хотят поставить в совершенно неравные условия технику импортную и якобы казахстанского производства, - говорит эксперт.  - Проект предусматривает субсидирование процентных ставок по покупке импортной техники только до 15 %. Это самый главный барьер для обновления техники. Если платить за нее 5-7 лет, то получается, что мы будем переплачивать за нее в два раза. Она и так дорогая. С курсом тенге всегда может что-то произойти. Поэтому ставка в 15 % по лизингу техники – это просто ни в какие ворота. Поэтому обеспечение обновления необходимой техники – большой вопрос».

Главное - кто считает

Еще один тонкий момент – особенности казахстанской статистики. Заявленная производительность труда в сельском хозяйстве сегодня - 4,5 млн тенге в год. Этот показатель надо довести до 9 млн. Как его посчитали? Просто, разделив общий продукт АПК на число сельских жителей?

«Это не совсем корректно. Надо реально посчитать, сколько человек реально работает в секторе АПК. Нам давно и президент дал поручение навести порядок в статистике. Это очень важный вопрос. И неправильные стартовые условия являются лазейкой, чтобы завтра посчитать по-другому и сказать, что мы достигли главной цели за год, за два, - считает Кайрат Бисетаев. - Мы можем увеличить производство в два раза. Но для этого необходимо работать каждый день и бизнесу, и правительству, и акиматам, работать синхронно и в одном направлении».

Нет в проекте и людей. Сколько человек живет на селе? Сколько из них работают на АПК? Сколько должно работать? Как их будут привлекать к проекту? Чему их будут учить? Да и будут ли учить? Чем они живут сегодня? Этого всего нет.

«Одна из главных ценностей нашего села – человеческий капитал. И забота о нем – один из важнейших компонентов деятельности уполномоченного органа. Поэтому считаем, что в предлагаемом проекте нацплана наряду с поставленными по развитию животноводства и растениеводства задачами должны быть и показатели развития села», - особо отметил Евгений Ган.