Квартет Passacaglia организовал мюнхенский саксофонист Хуго ЗИГМЕТ. Объединив музыку в стиле барокко, камерную музыку и джаз, музыкант создал свой стиль, который оказался по душе и нашему зрителю.
– Хуго, группа Passacaglia в Казахстане во второй раз. Расскажи о вашем пребывании здесь, поделись впечатлениями.
– Наши впечатления остались такими, как в прошлом году, – позитивными и насыщенными. Это был невероятный тур по стране, наполненный замечательными концертами, семинарами. Что касается конкретно музыкальной части, мы воспользовались возможностью соединить нашу музыку с традиционной музыкой Центральной Азии. Например, в нашей программе есть сюита, которую я сотворил по мотивам киргизского эпоса “Манас”. Помимо этого в нашем репертуаре своя версия песни “Айттым сәлем, Қаламқас” Абая. Первым городом, который мы посетили в Казахстане, стала Караганда. Концерт здесь был особенным! После незапланированной задержки в Ашхабаде и бессонной ночи – не спали более 30 часов из-за отмены авиарейса – полетели в Караганду, чтобы выступить в концертном зале “Шалкыма”. Не успели прилететь, как сразу на сцену! Публика восприняла все с пониманием, и наш концерт прошел словно праздник. Наверное, это один из лучших концертов, на котором я когда-либо бывал. Вообще хочу сказать, что публика у вас очень открытая, выдающаяся, люди у вас очень сердечные.
– С какими странами в Центральной Азии успели познакомиться?
– Наш тур начался с Туркменистана. На концерте мы выступали с двумя чудесными туркменскими музыкантами: певицей и дутаристом. Кроме того, выступали в Киргизии. У нас был совместный концерт с киргизским манасчи (исполнитель киргизского эпоса. – Прим. авт.) и музыкантом, играющим на их народном инструменте – комузе. Выступление состояло из двух частей: первая представляла собой композицию шести мотивов эпоса “Манас”, вторая – полная импровизация. Помимо этого у нас также была возможность участвовать в Бишкеке в конференции, посвященной этноджазу, куда меня пригласили поделиться опытом, рассказать о возможностях импровизации в джазе и собственно о традициях.
– Ты музыкант с большим багажом знаний, наверное, тебя уже ничем не удивить. И все же, есть ли музыкальные инструменты, которые вызвали у тебя восхищение?
– Как саксофонисту, мне было любопытно познакомиться с новыми духовыми инструментами. Я успел не раз послушать звучание разных флейт, например, акарины (глиняная свистковая флейта. – Прим. авт.). А что касается инструментов, с которыми я познакомился в Азии, меня очень впечатлили домбра, киргизский комуз и дутар в Туркмении. Поразило, что музыканты, которые владеют перечисленными инструментами, могут играть настолько виртуозно и при этом совершенно по-разному, каждое исполнение не похоже на другое. Мелодия и гармония движения в игре уникальны.
– В основном вы, как, наверное, и любая джаз-группа, выступаете в концертных залах и джаз-клубах. Но в Казахстане помимо стандартных мест дали концерт еще и в женской колонии “Жаугашты”…
– Этот концерт был особенным. В Германии есть традиция: давать концерты не только в тюрьмах, но и в больницах и домах престарелых. В женской колонии “Жаугашты” мы играли час. Там есть специальная комната отдыха со сценой, кстати, стены там раскрашены заключенными. Мы выступали перед избранной группой, которая состояла примерно из 50 женщин и охранников. Публика реагировала хорошо, после каждого исполненного произведения нам дарили аплодисменты.
– Приходилось ли когда-нибудь играть спонтанно, не подготовившись, просто чтобы позабавить публику?
– Да, например, в прошлом году в аэропорту, когда мы летели домой из Стамбула! Во время досмотра мы спонтанно сыграли одно произведение. 200 пассажиров, которые стояли с нами в очереди, и сотрудники аэропорта были рады такому подарку! В этом году в Алматы во время нашего визита в джаз-клуб произошла такая ситуация. На сцене выступала превосходная певица, исполняя соло на гитаре. Ее пение нас так вдохновило, что мы бесцеремонно распаковали свои инструменты и присоединились к ее выступлению! Конечно, она сначала сильно удивилась: мол, что это такое происходит на ее концерте? Но потом прислушалась, улыбнулась, и несколько песен мы уже сыграли вместе.