Партия вторая. Ташкент

Примечателен статус визита — государственный — это в дипломатической табели о рангах означает, что стороны успели проработать и согласовать огромный массив документов, которые были обсуждены и подписаны тут же. В целом, по международной активности Токаева уже вполне можно судить о сложившейся конфигурации приоритетов второго президента Казахстана. Помимо очевидной преемственности политики, выстраивается внешнеполитическая линия, которая учитывает интересы простых людей. 

«Сегодня успешную деятельность в Казахстане осуществляет, по нашим данным, около 9 тысяч предприятий с участием российского капитала. На стадии реализации находится порядка 100 совместных проектов в таких сферах, как нефтехимия, лёгкая промышленность, сельское хозяйство, автомобильное и железнодорожное машиностроение. Новый импульс работе в данном направлении придаст подписанная сегодня сторонами программа совместных действий в области казахстанско-российской производственной кооперации. Её реализация позволит увеличить производство тракторов, автобусов, автомобилей и других транспортных средств, а также создаст дополнительные рабочие места в нашей стране».

Эти слова из заявления Токаева — правда, сделанного не в Ташкенте, а в Москве порядка десяти дней назад — пожалуй, наилучшим образом характеризуют характер внешнеполитической деятельности второго президента Казахстана. 

Если судить по официозной повестке, Токаев и Путин придерживались традиционных для официального визита ценностей — социально-экономических отношений обеих стран. На тот момент сложно было сказать, кто инициировал обсуждаемый круг вопросов, однако одно можно утверждать определенно: речь Токаева (сравнить выступления лидеров можно на сайте Кремля) была гораздо конкретнее.

Это не значит, что казахстанская часть была детальнее — в таких случаях почти невозможно однозначно сказать, кто прорабатывал вопросы глубже, настолько интенсивно все согласовывается соответствующими службами МИДа. Но совершенно точно можно утверждать, что выступление второго президента Казахстана было проработано с учетом его пожеланий. А это значит, что для него имеет значение, например, «облегчение перемещения наших граждан через границу». Или вопрос газификации Байконура, «которое позволит снизить стоимость газа для жителей города». А вот еще занятная деталь — Токаев рассуждает о взаимных усилиях по развитию туризма, что «совместно работать над популяризацией казахстанских и российских курортов».

Все это малозаметные детали — но с учетом того, что визит Токаева в Россию вполне мог носить и церемониальный характер, просто ради подтверждения стратегического партнерства — это детали говорящие о приоритетах второго президента страны.

Но если российская повестка Токаева вполне могла быть совпадением или следствием очень хорошей и наработанной базы (все-таки предыдущий президент Казахстана был с Путиным на короткой ноге), то визит к бывшему региональному сопернику — в Узбекистан — это как раз подтверждение описанных выше тезисов.

Что же мы видим? Опять четко проработанный визит, причем высшего — государственного — уровня (детали можно найти на сайте Акорды). Для дипломатических работников один этот факт означает, что стороны должны подписать важные документы, согласовать давние противоречия и в целом отработать огромный массив вопросов, касающийся взаимодействия двух государств.

И снова на повестке — интересы простых граждан. Это и вопросы взаимной миграции (а для юга Казахстана это едва ли не первоочередная проблема), и расширение региональной торговли (опять важная веха для Туркестанской области и Шымкента), и создание крупного Центрально-Азиатского торгового хаба (тут вообще комментарии излишни). Это потом стороны подпишут важные межгосударственные документы, касающиеся оборонной сферы, двойного налогообложения доходов и имущества и порядка признания официальных документов, подтверждающих резидентство.

Но даже эти, казалось бы, в целом касающиеся бюрократии документы — в общем и целом тоже вполне можно считать элементами нового стиля второго президента Казахстана.

Айбек Токсанбаев