Партийный калейдоскоп

В очередной раз набирает силу полемика по вопросам преждевременного начала электоральной кампании за депутатские кресла республиканского законодательного органа, в которой могут принять участие отечественные общественно-политические объединения, пишет газета "Литер".

Обсуждаемая тема, как всегда, привлекает к себе внимание как общественности, так и самих потенциальных участников предвыборной гонки, многие из которых уже не в состоянии выйти на старт.

Ситуация на отечественном партийном поле на сегодняшний день больше напоминает регулярно проводимые совещания синоптиков по поводу предсказания погоды на ближайшую неделю. Где каждый специалист, желая привлечь к себе внимание коллег и окружающих, пытается выступить со своей версией капризов природы. Вместе с тем при единодушном вердикте некоторых «синоптиков» дождь как не идет, так и не собирается идти. Этим он в очередной раз расстраивает отечественных ясновидящих, а с другой стороны – предоставляет возможность очередным «специалистам» попробовать свои силы на этом поприще.

Действительно, тема предстоящих внеочередных выборов, регулярно муссируемая представителями экспертного сообщества и общественными деятелями, на сегодня некоторым образом уже «набила оскомину». Вместе с тем, как говорят врачи, «ситуация небезнадежна», и этому объяснению есть ряд доводов.

Дай порулить!

Так, принятие Доктрины национального единства в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года способствовало консолидации казахстанского общества, развитию демократии, диалогу культур и цивилизаций. А декларируемая доктриной опора на традиционные ценности (уважение к языку и культуре, нравственность, семья, связь поколений, патриотизм и толерантность), являющиеся духовной основой общества, стала основой укрепления казахстанского единства в современном мире. Вместе с тем документ, вызвав широкий резонанс, стал объектом изучения со стороны экспертного сообщества и общественных деятелей. Партийные лидеры, проявив каждый по-своему реакцию на опубликованную доктрину, были вынуждены определиться, «на каком они берегу». При этом лакмусовая бумажка стала одним из факторов, оказавших значительное влияние на принятие решения «по качеству» следующего состава мажилиса парламента.

Если обратить внимание на партийное поле, то нельзя не заметить наблюдаемые кадровые перестановки в некогда оппозиционно настроенной партии «Ак жол», которые позволяют делать предположение о постепенной перегруппировке сил в целях придания общественно-политическому объединению дополнительного импульса, способного оживить несколько застывшую структуру. С другой стороны, смена партийных лидеров данного общественно-политического объединения является демонстрацией доверия власти к партии и уверенности в правильно выбранном ею (партией) пути.

На фоне внутренней рокировки, происходящей в одной партии, отмечается постепенное сближение лидеров других общественно-политических объединений с исполнительными органами власти. При этом можно наблюдать поступательное движение из положения непримиримой оппозиции в сторону конструктивного диалога, в ходе которого партийные лидеры могли высказать свои предложения и быть уверены, что их голоса будут услышаны.

Переход на общепринятые демократические модели взаимодействия с властью дал положительный результат для всех сторон – участниц диалоговой площадки. В результате многие политические лидеры, определив свое отношение по актуальным вопросам, продемонстрировали свои намерения действовать в рамках существующего правового поля, что также стало одним из шагов по их сближению с позицией действующей власти. Это, в свою очередь, стало позитивным фактором на пути вхождения некоторой части представителей других партий в законодательный орган страны.

На полях

Прошедшие выборы президента Казахстана в очередной раз подтвердили незыблемость позиции лидера страны. При этом в предвыборной гонке не были замечены лидеры политических партий, что, с одной стороны, лишний раз свидетельствует о высоком авторитете Нурсултана Назарбаева, с другой – показывает ограниченную популярность руководителей общественно-политических объединений, не набравшихся смелости выдвинуть свои кандидатуры в прошедшей избирательной кампании. Стоит отметить, что лояльность, которую в последнее время демонстрируют партийные лидеры по отношению как к электоральной кампании на пост президента страны, так и в целом к происходящим в республике социальным процессам, свидетельствует о желании наладить более тесное сотрудничество с властью. При этом не наблюдается сближение позиций лидеров разных партий с целью консолидации усилий в решении социально значимых вопросов. Временное объединение отмечается только в преддверии начала электоральной кампании.

Значительное влияние на перспективы изменения политической архитектуры казахстанской партийной системы оказало председательство Казахстана в ОБСЕ. Объявленный президентом страны девиз четырех «Т» – «trust» (доверие), «tradition» (традиции), «transparency» (транспарентность) и «tolerance» (толерантность), а также более тесное сотрудничество с институтами ОБСЕ (Бюро по демократическим институтам и правам человека, Верховным комиссаром по делам национальных меньшинств, представителем по вопросам свободы СМИ и др.) стали объективным продолжением процесса, направленного на формирование полипартийного парламента.

Отметим, что в данном случае речь не идет о двухпартийном мажилисе, так как общественно-политическая ситуация в республике развивается таким образом, что повышается вероятность дальнейшего расширения партийного представительства в нижней палате отечественного парламента. Это также было отмечено главой государства в ходе пресс-конференции с представителями зарубежных и отечественных СМИ, прошедшей в Акорде в апреле 2011 года: «…начиная со следующих выборов парламент Казахстана станет многопартийным, как прописано в нашей Конституции».

Если рассматривать модель двухпалатного парламента, то наличие на партийном поле подобного рода игроков, входящих в первую и вторую лигу по сравнению с партией власти, не сделает «погоду» в мажилисе. Так как очевидно, что стать спарринг-партнером пропрезидентской партии «Нур Отан» могут, как минимум, две партии, которые в состоянии совместно отстаивать свои позиции в зале заседания республиканского законодательного органа и которые способны продемонстрировать регионам не только факт своего существования, но и наличие внутреннего потенциала. Хотя остается дискуссия по вопросу, что при работе в мажилисе парламента помимо пропрезидентской партии двух других силы окажутся равными.

Партии городского типа

Вместе с тем лидерство «Нур Отана» на сегодня по ряду причин не может быть объектом обсуждения. Так, например, монополизация электорального пространства партией власти по отношению к другим участникам партийных соревнований по большому счету носит объективный характер. В данном случае нужно учитывать слабую работу общественно-политических объединений в регионах, наличие размытой идеологической программы и, как следствие этого, ограниченность социально-политической электоральной базы, отсутствие квалифицированного организационного ядра и лимитирование финансирования.

Кроме этого, одной из слабых сторон оппозиционно настроенных партий является их стратегическая цель. Так, практически все общественно-политические объединения направляют свои усилия только на выборы в парламент, игнорируя электоральные процессы занятия мест в органах местного самоуправления. Тем самым стратеги отечественных партий пренебрегают испытанным десятками лет во многих развитых странах мира механизмом, согласно которому общественно-политическое объединение только после приобретения признания в регионах начинает борьбу за депутатские кресла в парламенте. Создаваемая же своя авторская стратегия только способствует постепенной «политической» деградации партий. Так как их интерес, направленный на пренебрежение позиций «город-область», не позволяет формировать региональную базу своих представителей, что впоследствии негативным образом сказывается на отсутствии популярности, а где и на узнаваемости общественно-политических объединений в областных населенных пунктах.

И как результат, в стране отмечается наличие партий так называемого городского типа, которые сосредоточили свое внимание на столице, городе республиканского значения и некоторых областных центрах. Насколько правильна выбранная позиция – пусть разбираются партийные стратеги, определившие данный путь развития своих общественно-политических объединений. Однако подобный путь во многих цивилизованных странах считается тупиковой ветвью развития, способной вывести партии только на «политическую галерку» со всеми вытекающими последствиями.

Партийные инициативы

Принимая во внимание муссируемую в последнее время неправительственными организациями тему относительно поддержки государственного языка, можно предположить, что обсуждаемый вопрос рассматривается некоторыми партийными лидерами как способ привлечения внимания общественности. А с другой стороны, это является своеобразной проверкой «боем» электорального поля. Так как, пытаясь определить настроения в обществе, заинтересованные объединения стараются для себя очертить тот круг вопросов, которые помогут им в будущем при проведении электоральной кампании заручиться поддержкой определенных групп населения.

Однако насколько эффективно они смогут использовать актуальные, на их взгляд, моменты – вызывает некоторые сомнения. Тем более что, как показывает практика, многие партийные лидеры, не имея четкого представления о предмете выяснения отношений, только усугубляют ситуацию, в очередной раз демонстрируя общественности свою некомпетентность и беспомощность. А набирающий силу процесс отказа подписантов от своих подписей под известным «письмом 138» бумерангом бьет по имиджу инициаторов данной акции. Принимая во внимание участие в проекте руководителей некоторых партий, можно прогнозировать резкое снижение числа их единомышленников.

В данном случае руководство общественно-политических движений не учло, что, сделав ставку на «город», они должны играть по правилам полиэтничных и многоязычных мегаполисов, в то время как письмо, по большому счету, направлено на поддержку регионов, где «асфальтные партии» представлены в резко ограниченном плане. Вместе с тем подобный шаг нарушил размеренную жизнь казахстанского общества, став очередной актуальной темой для обсуждения. Достигнув общественного резонанса, партии добились со стороны различных социальных групп населения роста внимания к себе, которое, однако, в большинстве своем остановилось на неприемлемости позиций лидеров партий, являющихся участниками данной акции.

Лабораторный опыт

Попытки же некоторых деятелей из своих общественных объединений сделать политические партии, будь-то экологическая направленность или национал-патриотическая, являются малоперспективными по ряду причин, в число которых также входят ранее указанные факторы, не позволяющие партиям стать полноценными спарринг-партнерами «Нур Отану», и действующие нормативно-правовые акты. Конечно, идеи создания партии по вышеуказанным направлениям заслуживают внимания, однако перспективы их дальнейшей деятельности являются туманными и неопределенными. Тем более что практически в каждом существующем в республике общественно-политическом объединении на сегодня присутствует пункт заботы о казахстанской флоре и фауне, а также воспитании патриотизма и сохранении культурного наследия народа Казахстана.

Также вызывают сомнение перспективы создания очередных союзов. На примере «Халык майданы – Народный фронт» видно, что неясность цели, равно как и позиции его учредителей, не только не позволила инициаторам получить «второе дыхание» в виде дополнительных голосов потенциальных избирателей, но и привела к несколько иным «результатам». Конечно, это в некотором роде способствовало оживлению общественно-политической жизни, однако не принесло организаторам нового блока реально осязаемых результатов. А временное приостановление деятельности одного из инициаторов создания союза может оказать «медвежью услугу» в виде роста напряженности внутри партии и ослабления объединения, чьи позиции в последнее время являются уязвимыми по ряду направлений.

В целом же общественно-политическая ситуация в стране не является катализатором проведения внеочередных выборов в мажилис парламента. Конечно, можно и сейчас подхватить электоральную тему и начать ее развивать, делая прогнозы относительно вероятности прохождения потенциальных участников будущих парламентских дебатов, поочередно перебирая основные инициативы партийных лидеров, которые, к слову сказать, не были так заметны в последнее время. Однако в данном случае важна не столько дата проведения выборов, сколько результат.

Источник: Андрей Королев, "Литер", Алматы