Между тем, изучая архитектуру партийного строительства республик со стороны, сталкиваешься с пониманием идентичности шагов, предпринимаемых руководством стран в этой сфере.
Итак, Республика Узбекистан. Действующая в стране многопартийная система совсем недавно стала постепенно изменяться в сторону количественного сокращения общественно-политических объединений.
Еще не так давно самостоятельные Национал-демократическая партия "Фидокорлар" (Самоотверженные) и Демократическая партия "Миллий тикланиш" (Национальное возрождение) объединились. Новое общественно-политическое объединение взяло название одной из партий - "Миллий тикланиш". Председателем новой партии стал Ахтам Турсунов, который совсем недавно возглавлял партию "Фидокорлар".
Одним из основных аргументов слияния партий стали схожие задачи (формирование патриотизма, самоотверженности, уважение к истории страны и т.д.).
В результате в Узбекистане одной партией стало меньше. Напомним, что помимо новой/старой партии "Миллий тикланиш", в республике действуют:
Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ);
Партия "Адолат" (Справедливость);
Узбекская либерально-демократическая партия (УзЛиДеП).
Стоит отметить, что слияние двух партий в одну не является для Узбекистана новшеством.
Так, еще в 2000 году партия "Ватан Тараккиети" (Прогресс Отечества) и Национал-демократическая партия Узбекистана "Фидокорлар" объединились в одну партию, которая стала называться Национал-демократической партией Узбекистана "Фидокорлар". И здесь основным аргументом стали схожесть в программных целях, ориентированность на один и тот же электорат и фактическое дублирование друг друга.
В свою очередь слияние в 2008 году партий, составляющих пропрезидентский блок, может свидетельствовать с одной стороны о желании Ташкента продолжить конституционные реформы, а с другой - "слить в один флакон" партии, созданные по инициативе власти, и уже выполнившие свое предназначение. И вдобавок ко всему, всякое объединение призвано служить звеном какой-либо новой политической комбинации.
Стоит отметить, что слияние политических партий в 2008 году предвосхищает политические метаморфозы в стране. Фактически, история повторяется. И здесь уместно вспомнить, ради чего были объединены партии в 2000 году.
Во-первых, объединение двух партий в 2000 году позволило занять в парламенте лидирующую позицию по численности депутатов. Появление нового лидера в лице пропрезидентской партии было должным образом воспринято общественно-политическими объединениями, представленными в парламенте.
Вторым аргументом данного слияния является то, что новое общественно-политическое объединение "Фидокорлар", появившееся после объединения двух партий, фактически стало базой для выдвижения Ислама Каримова кандидатом на очередные президентские выборы.
И, в-третьих, после объединения и выдвижения кандидата на пост президента страны, второе по количеству депутатов общественно-политическое объединение НДПУ также выбрало своего альтернативного кандидата в борьбе за президентское кресло. Таким образом, была разыграна комбинация условно называемая "альтернативные выборы президента страны".
Далее, в последующие годы, как и было предсказано, в стране началась конституционная реформа. Наиболее примечательным шагом в данном случае стало предложение в 2006 году президента Узбекистана принять конституционный закон "Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны".
Развитие партийной системы республики теоретически и согласно закону, стало приобретать боле транспарентный, демократический характер. Вместе с тем на практике политические партии от оппозиции (Партия "Свободные дехкане", Партия аграриев и предпринимателей, партии "Эрк" и "Бирлик") так и не смогли пройти регистрацию в органах юстиции.
В результате в парламенте страны оказались исключительно общественно-политические объединения, лояльно относящиеся к действующей власти.
И сегодня мы наблюдаем очередной процесс слияния провластных партий. Если учитывать, что в 2000 году после подобного объединения были внесены изменения в конституцию страны и положения в законы о правительстве и политических партиях, а также поправки в нормативные акты относительно формирования и деятельности двух палат парламента, то недавнее объединение может, по аналогии с предыдущим, стать началом кампании Ташкента в отношении обустройства и совершенствования действующей политической системы.
***
В целом стоит отметить, что объединение партий, наблюдаемое в 2000 году, произошло практически сразу после парламентских выборов. В то же время это слияние предшествовало выборам президента Узбекистана.
Учитывая тот факт, что в 2008 году, как и ранее, политические партии республики были малозаметны в общественной жизни страны, можно предположить, что объединение пропрезидентских партий и появление новой партии призвано оживить партийную жизнь Узбекистана и способствовать началу подготовки общественности к новым политическим преобразованиям.
Продолжение следует
Рисунок с сайта http://www.uz.spinform.ru